Московская остановка Транссибирского арт-фестиваля
Транссибирский арт-фестиваль — творческое детище всемирно известного российского скрипача Вадима Репина, который, естественно, является и его постоянным солистом-участником. В этом году фестиваль прошел уже во второй раз, открывшись 22 марта в Новосибирске и завершившись 8 апреля Красноярске. Его маршрут пролег через Омск, Москву, Бердск, Искитим и Железногорск. В настоящих заметках нас будет интересовать единственный концерт фестиваля в Москве, который за два года его проведения прошел здесь впервые. Выбор пал на новую, открывшуюся в этом сезоне концертную площадку «Филармония-2». Московскую филармонию и Вадима Репина связывают давние творческие связи, а прошлогоднему Транссибирскому арт-фестивалю Московская филармония оказала весьма значительную информационную поддержку, и поэтому вполне закономерно, что один из концертов фестиваля нынешнего года прошел на ее территории.
В основу программы этого роскошного и во многом уникального вечера легла дружба скрипача Вадима Репина и пианиста Жана-Ива Тибоде, имена которых, принадлежа соответственно России и Франции, в пространстве мировой музыки прочно ассоциируются с высочайшими творческими достижениями и традициями. Уникальность предложенной ими программы была обусловлена тем, что в первом отделении этих двух исполнителей мы услышали в ансамблях камерного музыкального формата (в сонатах для скрипки и фортепиано), а во втором каждого по отдельности — в концертных опусах для солирующих инструментов с оркестром. В программе вечера принял участие Симфонический оркестр Москвы «Русская филармонии», место за дирижерским пультом которого занял Дмитрий Юровский. Заметим, что в рамках фестиваля этого года маэстро (главный дирижер названного коллектива с сезона 2011/2012) успел также выступить с Новосибирским и Красноярским симфоническими оркестрами на их родных региональных площадках.
«Немного Дебюсси» в программе обсуждаемого концерта – это его Соната для скрипки и фортепиано соль минор (1916). А «много Равеля» – это его Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор (1923–1927), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром соль мажор (1929–1931), Концертная рапсодия для скрипки с оркестром «Цыганка» (1924), а также Симфоническая (хореографическая) поэма «Вальс» (1920). Дебюсси и Равель всегда находились под действенным влиянием русской музыки, поэтому музыка французского импрессионизма, представленная французским пианистом и большой командой русских музыкантов во главе с Вадимом Репиным и Дмитрием Юровским, была воспринята с особым интригующим настроением и душевным подъемом. При этом сочетание в программе камерной, концертно-симфонической и чисто симфонической составляющих как раз словно и говорило о том, что музыка выше и шире любых стилистических рамок, национальных преград и жанровых ограничений.
Душевный подъем собравшихся в зале слушателей был настолько сильным, что, кажется, именно поэтому на первых тактах Сонаты Дебюсси струна на скрипке Вадима Репина не выдержала и лопнула. После устранения проблемы музыка Дебюсси предстала во всем великолепии ее чувственной созерцательности и динамически изменчивых, эмоционально захватывающих образов. В отличие от музыки Дебюсси, Соната Равеля практически те же самые абстрактные образы преломляла уже в явно конструктивистском ракурсе, но потрясающее соединение подчеркнутой внутренней сосредоточенности и «замкнутости» звучания фортепиано с пронзительно-чувственным, внешне порывистым и страстным монологом скрипки, по-прежнему рождало невероятно мощное ощущение философского раздумья. И вызвать его могла лишь та восхитительная медитация, в которую средствами интерпретации музыки французского импрессионизма в ее камерном, рафинированно-утонченном проявлении сумели погрузить публику исполнители.
Интерпретации сольных инструментальных партий в оркестровых опусах Равеля запомнились, прежде всего, феерическими каскадами виртуозной технической удали и масштабного психологического осмысления. Блюзово-джазовые интонации выразительно-новой композиционной техники Фортепианного концерта – то меланхолически светлые и чистые, то напористо призывные и мощные – Жан-Ив Тибоде постигал и доносил до слушателя удивительно изысканно и филигранно. Богатый же фольклорный материал, заложенный в популярнейшей «Цыганке» и трансформированный в духе эстетических композиторских запросов своего времени, Вадим Репин наполнял живописностью и ярко темпераментной многокрасочностью большого художника, преломляя музыкальную форму в музыкальное содержание весьма емко, убедительно точно и пронзительно глубоко.
Аккомпанемент «Русской филармонии» предстал необычайно чутким и верным союзником солистов. Оркестр Дмитрия Юровского был щедр на краски и нюансы, так необходимые зримо звучащей симфонической фактуре музыки Равеля. За то время, что маэстро возглавляет этот коллектив, музыканты заметно «выросли» и в стилях игры, и в качественной красоте их фирменного оркестрового звука. И полифонически сложная, весьма прихотливая фактура музыки Равеля, как раз и ожившая в зримых образах звуков, наиболее выпукло проявилась в пиршестве красок его знаменитого «Вальса». Именно он и стал впечатляюще мощным «ударным» аккордом московского фестивального вечера.