Увидеть музыку, расслышать образы…

«Реквием» Верди как мультимедийный проект

Несмотря на то, что в сентябре в Светлановском зале Дома музыки Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» успел дать уже три разноплановых концерта, исполнение «Реквиема» Верди на этой же площадке 7 октября позиционировалось, как официальное открытие нового сезона этого коллектива. С «Русской филармонией» в сезоне 2016/2017 публику, как всегда, ждет много интересного, но в вечер открытия к хорошо известному, довольно часто исполняемому и, кажется, уже «заигранному до дыр» опусу слушатели проявили интерес небывалый! Аншлагу не помешало и то, что меньше месяца назад «Реквием» Верди был дважды исполнен на Исторической сцене Большого театра России силами Хора, Оркестра и солистов знаменитого миланского театра «Ла Скала» под управлением маэстро Риккардо Шайи.

Что и говорить, фирменное блюдо миланцев для взыскательных гурманов от музыки и впрямь предстало исключительным музыкальным деликатесом. Но я бы сказал так: миланцы были великолепны и изысканны, а «Русская филармония», наш хор, наши солисты и наш маэстро Дмитрий Юровский (главный дирижер этого коллектива) были грандиозны и, естественно, не выходя за стилистические рамки исполняемой музыки, исключительно по-русски эмоционально щедры. Когда русский дирижер интерпретирует западноевропейскую музыку, а музыку XIX века – в особенности, да еще такую величественную и вечную, как «Реквием» Верди, русский менталитет и русская душа, поселяясь в этой музыке, космос наших представлений о ней, несомненно, обогащают.

В существо этого опуса маэстро Юровский погружает весьма вдумчиво, основательно, философски сосредоточенно, словно оказываясь внутри самой музыки и придавая ей за 82 минуты звучания черты большой монументальной фрески. С «Русской филармонией», по моим подсчетам, сей опус в Москве дирижер исполняет, кажется, уже в третий раз. В первый раз это был театрализованный проект в Государственном Кремлевском Дворце под названием «Судный день» (2012). Во второй раз исполнение «Реквиема» Верди состоялось в Светлановском зале Дома музыки в день рождения композитора 10 октября 2013 года в ознаменование его 200-летия.

Спустя три года к «Русской филармонии» вновь присоединилась Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка, а весьма сильный состав хорошо знакомых нам певцов-солистов, сознательно подобранный по принципу присущей им драматически выразительной фактуры звучания голосов, на нынешнем исполнении оказался такой: Любовь Стучевская (сопрано), Ирина Долженко (меццо-сопрано), Михаил Губский (тенор), Аскар Абдразаков (бас). И на сей раз целевой подбор квартета солистов для того, чтобы лучшая опера Верди, как нередко называют этот «Реквием», зазвучала наиболее масштабно и выпукло, вовсе не случаен. Это художественное намерение дирижера – возврат к несколько утраченной сегодня традиции первой половины XX столетия, когда сольные партии в «Реквиеме» Верди исполняли большие драматические голоса.

Но это одна – музыкальная – сторона театральной медали, и мощный интеллектуально- духовный сплав солистов, хора, оркестра и дирижера буквально заставляет увидеть эту музыку посредством ярко выписанных композитором и воспроизводимых в исполнении музыкальных образов. А раз опера, то невольно напрашивается и другая – визуальная – сторона интерпретации. И, пожалуй, «Реквием» Верди, в отличие от других известных шедевров этого жанра – единственное по своему уникальному складу произведение, которому присуща ярко выраженная театральная составляющая. При этом взгляд на него как на лучшую оперу композитора несомненных достоинств сочинения вовсе не умаляет, зато специфические требования к его исполнению, конечно же, предъявляет.

И на эти требования дирижерская интерпретация Дмитрия Юровского, художника, всецело «воцерковленного» в стихию музыкального театра как особого храма искусства, конечно же, откликается в полной мере. Но на сей раз она уводит значительно дальше и глубже, ведь нынешний проект – мультимедийный, и его название – «“Реквием” Верди и шедевры эпохи Возрождения». Эта концептуальная установка обусловливает то, что исполнение мессы нон-стоп сопровождается многоплановым рядом крупномасштабных видеопроекций. Материалом для них служит обширная и весьма представительная выборка творений изобразительного искусства, генетически связанных с канонами и событиями «Реквиема», из которых и слагается его довольно специфичная драматургия.

Это преимущественно картины (либо фрески) старых западноевропейских мастеров – великих художников Возрождения, чьи работы безоговорочно признаны шедеврами мировой культуры. Чтобы представить, о чем идет речь, достаточно назвать хотя бы имена Леонардо да Винчи, Микеланджело или Рафаэля. Лишь малой толикой в проекционный ряд входят и некоторые работы отечественных художников, в том числе и современных. «Реквием», положенный на многократно повторяющиеся латинские тексты-каноны, – не только ведь музыка, но и образно-яркая вербальная субстанция. Так что музыка зримых образов, рождаемая визуальным рядом, с музыкой звучащей неизбежно вступает в творческий резонанс – и глубину восприятия шедевра Верди это лишь только усиливает.

Жанр заупокойной католической мессы складывался веками, и путь его развития прошел через все известные эпохи в истории музыки. Особая внутренняя драматургия канонически-многочастной (хотя и варьируемой композиторами) структуры опуса этого жанра построена не на сквозной действенности, а на строго «регламентированных» контрастах чувств и эмоций. «Реквием» Верди – выдающийся образец жанра заупокойной мессы, мировая премьера которого состоялась 22 мая 1874 года в миланском соборе Сан-Марко под управлением композитора. Сегодня в XXI веке мы, кажется, давно уже успели выучить его наизусть. Однако с точки зрения русской православной традиции церковного пения a cappella этот опус всё же предстает для нас в известной степени заповедным, принадлежащим иному – католическому – течению христианства.

Разница двух христианских музыкальных традиций очевидна. Но лично я «Реквием» Верди считаю в той же степени своим, что, к примеру, и грандиозное «Всенощное бдение» Рахманинова, ведь важна не созвучность конкретных традиций и национальных менталитетов, а то, в какой степени то или иное сочинение ты можешь пропустить через свою душу, не задумываясь, почему ты, собственно, это делаешь. И стимул к такому духовному действию, получаемый от конкретной интерпретации конкретного музыканта-художника чрезвычайно важен. Нынешнее исполнение «Реквиема» Верди в рамках обсуждаемого инновационного мультимедийного проекта дополнительный стимул для его восприятия дает невероятно мощный: на сей раз мы не просто можем увидеть музыку, но и расслышать ее зримые образы!

реклама

вам может быть интересно