Имя пианиста Виктора Ересько хорошо знают слушатели, посещавшие концертные залы в 1970 — 80-х годах. Именно тогда складывалась его артистическая репутация, после того как пианист неожиданно для всех выиграл Международный конкурс Маргариты Лонг в Париже (тогда Ересько «жюрила» сама основательница конкурса). Потом — лауреатство на Конкурсе имени Чайковского, и следующая важная веха — исполнение всего фортепианного Рахманинова в год столетия композитора... Последнее выступление в СССР пианиста Виктора Ересько состоялось двадцать лет назад в Колонном зале, а затем — годы молчания, жизнь за границей, личные горести и, наконец, возвращение «в свой город, знакомый до слез».
В те годы критика, говоря о Ересько, отмечала, что «самое характерное и привлекательное в его искусстве — глубокая сосредоточенность, внимание к выразительному значению каждого звука», «пластичность, декламационная живость фразировки».
Все эти качества остались и сейчас, но также прибавились поразительное понимание индивидуальных особенностей отдельно взятого произведения, невероятно богатая звуковая палитра и свобода высказывания. На протяжении концерта не покидало ощущение, что пианист беседует с нами посредством музыки, доверяя самое сокровенное.
В программе вечера, состоявшегося в Малом зале консерватории, пианист соединил Дебюсси и Мусоргского, Францию и Россию, в символической форме обозначив вехи собственной судьбы.
«Бергамасская сюита» с ее стилизованными танцами прозвучала у Ересько с изысканными штрихами в Менуэте и Паспье и холодноватой мечтательностью в «Лунном свете». Вторая тетрадь «Образов» с эфемерными «Золотыми рыбками», мистическим «Колокольным звоном сквозь листву» оставила совершенно волшебное впечатление, трудно поддающееся вербальному описанию. Тут слились магия звука и колдовские метаморфозы с музыкальным временем, трансцендентальными по своей сути. К исполнению Ересько вполне применимы слова современника Дебюсси, театрального критика Роберта Кемпа, сказанные как раз о «Золотых рыбках»: "Мы купались в звучащем свете, мерцание опалов нисходило на нас. Ведь это было время «запечатленных впечатлений»’’. Наконец, в финале отделения — «Остров радости», настоящий фейерверк света.
«Картинки с выставки» Мусоргского — одно из «коронных» сочинений в репертуаре Виктора Ересько. Наверное, своеобразие взгляда пианиста на интерпретацию цикла заключается в его нарочитой театральности. Разумеется, многие к этому стремятся, но далеко не всегда намерения находят настолько яркое воплощение. Отметим самые оригинальные моменты, как, к примеру, «Тюильрийский сад», где по сюжету происходит ссора детей. Ересько специально отделяет фразы, придавая музыке почти речевой оттенок, интонационно в чем-то приближаясь к «Детской» Мусоргского. Совершенно очаровал «Балет невылупившихся птенцов», сыгранный в манере рубато: так и представлялись птенцы, пробивающие скорлупу и неловко выпархивающие на свет. По-своему были услышаны «Прогулки», с интересными подголосками и сумрачным колоритом в начале цикла.
Психологических нюансов, услышанных и переданных Ересько через звук, фразу, интонацию, было в «Картинках» великое множество. Его игра оказалась не просто интересна, она рождала отклик, ассоциации, будила фантазию слушателей. Концерт стал действительно событием, и неожиданность «открытия» такого удивительного музыканта лишь умножила значимость этого вечера.
Евгения Кривицкая