Новый старый «Лоэнгрин» в Венской опере
Впервые показанный в 2022 году на Пасхальном фестивале в Зальцбурге, этот спектакль Йосси Вилера и Серджио Морабито в оформлении Анны Фиброк и в освещении Себастьяна Альфонса спустя два года стал выглядеть ещё более нелепым.
Если в фестивальной программе хиппи-драмы на речном канале в костюмах эпохи Первой мировой войны смотрелась ещё как привет беззаботной жизни из доковидной эпохи, когда действительно больше поговорить было не о чем, как о конфликте рационального с иррациональным, то сегодня, когда мир буквально перевернулся, смотреть на то, как спаситель невинно обвиняемой в братоубийстве девушки появляется из канализации, ну как-то совсем неловко. Проще говоря, спектакль не просто неуместно глупый, но и откровенно плохой, с точки зрения театральной режиссуры.
Опасные дыры (люки) в сцене, вертикально перемещающиеся блоки, на которых в нарушение всех правил выстраивания акустического баланса кто только ни шумит, как только ни поёт, нелепые костюмы с самодельной геральдикой и абсолютно невнятная драматургия сюжета (если вы думали, что понимаете, о чём вагнеровский «Лоэнгрин», после этого спектакля вы избавитесь от этой иллюзии), — всё создаёт чувство устаревшей вымученности.
Не исключено, что именно по этой причине оркестр Венской оперы под управлением маэстро Кристиана Тилемана, выпускавшего спектакль в Зальцбурге 2022, глушил, если не сказать мочил, всех и вся. Это был очевидный протест оркестровой ямы против глупости, происходящей на сцене (Эльза то ли утопила брата Готфрида в канале, то ли забыла его оттуда выловить, за что брат Готфрид в итоге из канала вылезает и Эльзу прямо в сердце зарезает, — ну просто голова кругом).
Впрочем, состав солистов местами даже радовал.
Традиционно лучше всех был Георг Цеппенфельд в партии Генриха Птицелова. Это универсально высококлассный певец, в исполнении которого слушать нужно всё, и я в очередной раз с нетерпением жду встречи с его Гурнеманцем в культовой постановке «Парсифаля» Джея Шейба на Байройтском фестивале 2024 [1].
Великолепно выступил в партии Тельрамунда Мартин Гантнер: плотный звук, инфернальный образ, артистическая самоотдача, — всё было превосходно.
Несмотря на странную режиссёрскую трактовку Лоэнгрина как хэппи-хиппи-чудака, появляющегося из канализации, с вокальной стороной партии прекрасно удалось справиться замечательному тенору Дэвиду Батт Филипу. Этот удивительный певец всегда умеет находить баланс между высочайшим уровнем своей музыкальной культуры и постановочной дуростью интерпретаций. И он мог бы вытянуть спектакль при поддержке женской части ансамбля, но эта часть оказалась самым слабым звеном.
Весьма добротная певица Малин Быстрём не может петь такие партии, как Эльза: ей не хватает ни стиля, ни выносливости, ни харизмы. Это бледно, местами сипловато (певица выдыхается уже в середине II акта) и в целом так же нелепо, как и вся постановка.
С недоумением, вызываемым режиссурой, также идеально гармонировала Аня Кампе, не понятно зачем выступившая в партии Ортруды. Уже на прошлогодних представлениях берлинского «Кольца» Дм. Чернякова было ясно, что Кампе не в состоянии петь столь сложный материал, требующий феноменальной подвижности и одновременно выносливости связок или хотя бы элементарной эстетичности вокала. (В своей рецензии на берлинскую «Гибель богов» я не упомянул про недовольные «бу», которыми встретила оскорблённая публика певицу на поклонах: там и без А. Кампе была полная концептуальная катастрофа [2].)
Хор был совершенно гениальным. И вот только ради хора на эту дребедень я бы сходил ещё раз. Но, конечно, уже не пойду.
Примечания:
1) Канал «Девятая ложа» организует поездку на Байройтский фестиваль с 8 по 12 августа 2024.
2) «Гибель богов» Дм. Чернякова (2022) — один из самых бестолковых провалов в истории современной вагнерианы: глупее постановки сегодня просто не найти.
Фото: Wiener Staatsoper / Michael Pöhn