Только что в Москве завершился II Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева, в котором приняли участие семнадцать оперных певцов из десяти стран. Состав вокалистов второго конкурса оказался очень сильным, и, по признанию компетентного жюри под председательством вдовы Магомаева Тамары Синявской, выбрать лучших оказалось задачей не из легких. В состав международного жюри в этом году вошли Елена Образцова, Лайма Вайкуле, Фархад Шамси оглы Бадалбейли, Дмитрий Бертман, Винченцо Де Виво.
Как и в прошлый раз конкурсанты соревновались, выказывая своё мастерство на произведениях разных жанров,
в том числе из репертуара Магомаева. Одна из главных задач конкурса — поиск и поддержка молодых вокалистов, способных выступать в самых разных музыкальных жанрах.
Конкурс-концерт проходил в сопровождении Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева Российского государственного музыкального телерадиоцентра под управлением А. Клевицкого, а дирижировал А. Поляничко. Ведущим уникального конкурса уже по сложившейся традиции стал Святослав Бэлза. В первом туре на сцену «Крокус Сити Холла» вышли молодые артисты из Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Германии, России, Украины, КНДР, Монголии, Узбекистана и США. По итогам голосования строгого жюри во второй тур вышли лишь десять певцов. В итоге, несмотря на высокий уровень всех вокалистов, прошедших в финал, мнение жюри оказалось единогласным:
Женисбек Пиязов из Узбекистана набрал наибольшее количество баллов и получил Гран-при конкурса.
«Этот совершенно потрясающий худенький мальчик из Узбекистана с таким мощным голосом поразил нас еще на прослушивании, — прокомментировала выбор жюри Елена Образцова. — Он обладает удивительной музыкальностью и, думаю, подсознательным и природным чувством сцены. Он ни на кого не похож и не стремится никому подражать. Это большая редкость и наше мнение было единогласным!»
Первое место присудили нашему соотечественнику Сергею Плюснину, второе место у баритона из Белоруссии Анатолия Сивко, третье место разделили сопрано Ирина Костина из России и баритон Владимир Больдт из Германии.
Специальный приз «Симпатия зала» достался Владимиру Целебровскому, а специального приза радиостанции «Орфей» была удостоена очаровательная Ирина Костина. Дипломантами II Международного конкурса вокалистов имени Муслима Магомаева стали Дамир Закиров, Владимир Целебровский и Юлия Мазурова из России, Сандро Островский из Грузии и Александр Киреев с Украины.
«Спасибо вам всем большое, что вы пришли в этот зал и что отдали частичку себя сегодня Муслиму и этим замечательным и талантливым ребятам, — обратилась к зрителям по окончании церемонии награждения председатель жюри конкурса Тамара Синявская. —
Мы с вами присутствовали при рождении новых талантов, и вскоре, я в этом уверена, они засверкают еще ярче. Это и есть наша цель.
Выбирать было сложно, я слушала в 4 уха и судила в 2 сердца, но я знаю, что Муслим остался доволен нашим выбором».
Конкурс имени Магомаева весьма необычен. Его планка априори очень высока, ведь Муслим Магомаев благодаря своему многогранному таланту с одинаковой виртуозностью исполнял и оперу, и романсы, и джаз, и современную эстрадную песню. По большому счёту такой подход в полном смысле слова после Магомаева пока реализовать ещё никому не удалось. Вокалисты, пробующие себя и в академических жанрах, и в эстрадных рано или поздно «прибиваются» к одному из берегов. Собственно, это же случилось и с Магомаевым — его выбор был в пользу эстрады, хотя на оперной сцене до того он был вполне состоятелен.
Проблема сочетания академического и лёгкого репертуара сегодня актуальна как никогда, весьма остра и практически неразрешима.
И причина не только в напохожести жанров, а иногда и в сознательном противопоставлении. В конце концов, и среди эстрадных песен есть достаточно сложные в музыкальном отношении, а сделать их ещё и артистически убедительно — задача совсем непростая. Основной водораздел — это пение со звукоусилением или без него. Микрофонное пение настраивает голосовой аппарат вокалиста совсем на другие ощущения, на другую технику, требует от артиста иной подачи звука, нежели в опере или вообще при пении с естественной акустикой, и долго сочетать одно с другим практически невозможно.
Широкое использование микрофонного усиления во второй половине 20 века убило классическую эстраду, отменило необходимость для эстрадного певца иметь пусть и не оперного формата, но всё же индивидуальный, тембрально узнаваемый голос определённой силы, полноценную вокальную технику. Одновременно с этим микрофон вывел лёгкие жанры из камерного формата клубов, салонов и варьете в большие залы и на стадионы, и позволил часто совсем безголосым исполнителям становиться кумирами миллионов.