Пять дней в Малом зале Петербургской филармонии звучала арфа. Любой прохожий мог с Невского проспекта зайти в зал и бесплатно послушать молодых музыкантов — участников первого международного конкурса «Золотая арфа» имени императрицы Елизаветы Петровны. На третьем туре слушателей оказалось так много, что жюри пришлось потесниться.
До сих пор в Петербурге регулярного конкурса для арфистов не было. Организаторы «Золотой арфы» поставили задачу не просто создать его и проводить каждые два года, но и конкурировать с важнейшими международными соревнованиями арфистов. Благодаря спонсорам призовой фонд оказался одним из самых больших в музыкальном мире: первая премия «стоит» семьсот тысяч рублей, победителю вручается и концертная арфа российского производства.
Кроме того, кардинально изменен принцип формирования жюри. В него, кроме арфисток Анны Макаровой, Наталии Шамеевой и Яны Божковой, вошли дирижер Максим Шостакович, скрипачка Лиана Исакадзе, виолончелист Александр Князев, флейтист Вильям Беннет, джазовая певица Мелба Джойс, пианист Бруно Ригутто и гитарист Пьер Бенсуан.
«Когда в конкурсе принимают участие ученики членов жюри, проще выдать первую премию „своему“, — объясняет Анна Макарова. — А если все прослушивания — открытые, и в жюри люди, с которыми музыкант знакомится только на конкурсе, играющие на других инструментах, то никто не сможет сказать: „Он его протащил“. Мы пригласили в жюри не арфистов и потому, что смотреть на технику, кто как взял флажолет, каким пальцем играет, неинтересно. Важно, трогает ли это, красиво ли это звучит, есть ли у человека понимание души музыки, фразы. Мы обращали внимание только на музыку».
Такие условия привлекли двадцать участников из семи стран. Победительницей «Золотой арфы» стала китаянка Чен Ю Инг из Шанхайского филармонического оркестра. «То, что главный приз уезжает в Поднебесную, немножко обидно. Но это лишний раз подчеркивает абсолютную беспристрастность жюри — то, чего мы и добивались, — подводит итог генеральный продюсер фестиваля телеведущий канала „Культура“ Юлиан Макаров. — Программа была очень сложной. Наши арфисты с честью справились с этим. Но Чен Ю Инг сыграла так, что вопросов не возникало...»
Вторую премию поделили петербуржцы Софья Кипрская и Александр Болдачев. Оба уже были победителями международных и российских конкурсов. Софья, которой всего 18 лет, — солистка оркестра Мариинского театра. А 19-летний Александр учится в консерватории в Цюрихе. «С четырех лет, — рассказывает он, — я играю на рояле, а когда мне исполнилось пять, профессор консерватории Ася Гасановна Варасян, преподаватель арфы, сказала, что я буду арфистом. Я попробовал и — правда, я этого не помню — через четыре месяца в первый раз сыграл на сцене. С шести лет я занимаюсь композицией, у меня есть много сочинений для арфы». Впервые став участником международного конкурса в Брюсселе, Александр занял первое место. А потом был лауреатом и других международных соревнований — в США, Франции, Британии.
В сущности, сегодня «Золотая арфа» конкурирует прежде всего с московскими конкурсами, в том числе Международным фестивалем-конкурсом арфистов имени Веры Дуловой. Внимание к этим состязаниям проявляет и единственный производитель российских арф — компания, ставшая генеральным партнером «Золотой арфы». Считается, что конкурсы популяризируют и российское искусство, и отечественные инструменты. Фирма предоставила для конкурса девять арф — каждая конкурсантка могла выбирать, на какой из них она будет играть. Вот только перед исполнением каждого номера новый, необыгранный инструмент приходилось заново настраивать. Если к следующему конкурсу организаторы найдут спонсоров, готовых заранее выкупить арфы (а это по нынешним ценам будет стоить пять миллионов рублей), инструменты смогут «отстояться» и не создадут проблем для участников и публики.
Еще одна компания выкупила за миллион рублей две арфы и подарила их петербургским музыкальным школам (на Думской улице и консерваторской «десятилетке»), предварительно отделав инструменты стразами, чтобы юным исполнительницам было веселее заниматься.
«Сегодня арфа, божественный инструмент, приобретает самое серьезное звучание, она заняла достойное место в оркестре», — считает председатель жюри Максим Шостакович и напоминает, что в XX веке для нее писали музыку самые серьезные композиторы — от Малера до нашего современника Бориса Тищенко.
Василий Когаловский
Каждый хороший родитель думает о будущем своего ребенка. Наряду с обучением музыке, хороший вариант — занятия бальными танцами. На сайте https://www.galladance.com/directions/children/balnye-tantsy-children/ вы найдете всю информацию для того, чтобы приступить к занятиям.