«Прошу слова» — фильм об идеальной чиновнице

Можно ли создать интересное кино из жизни председателя горисполкома? Да, если за дело берётся режиссёр Глеб Панфилов, а в роли женщины-мэра выступает Инна Чурикова. Интересный момент — глава города, Елизавета Уварова постоянно говорит плакатным стилем, но ей почему-то веришь.

Хотя, откуда это «почему-то»? Нам показывают человека, искренне служащего великой Системе. Но и актриса всё это произносит не для «галочки». В 1970-х такая манера речи — и образ бытия уже казались фальшивыми на экране. «Прошу слова» (1975) — исключение.

И, когда Уварова произносит: «Они убили Альенде» и уходит плакать в другую комнату, она не рисуется. Она так мыслит. Она так дышит. И, разумеется, таких людей в то время было не так уж много. Её фраза: «Когда ошибаемся мы, ругают советскую власть» совершенно искренна.

Уварова не добивается никаких привилегий для себя и своих домочадцев — даже её квартира ничем не лучше, чем у среднестатистического семейства. Как в другом знаковом фильме: «Я мзду не беру — мне за державу обидно». Носит строгие костюмы, идеально-стройна и как-то изумляюще чиста — как внешне, так и внутренне.

Лента построена, как ряд сцен, и чем-то напоминает театральную постановку — калейдоскоп бытия. Причём, каждый из фрагментов — законченный мини-сюжет. Сильнейшая сцена в больнице — у награждаемого ветерана, когда старики хором поют: «Вперёд, друзья! Вперёд, вперёд, вперёд!»

Это — песня сибирских ссыльных, и она звучит ещё в одном фрагменте — уже в исполнении хора Пятницкого. Вообще, тут уникальный подбор музыки — Леонид Утёсов, The Beatles и…сибирские ссыльные. Ибо жизнь состоит из таких разных идей и — звуков.

Отлично сыграны диалоги с драматургом Фёдором (Василий Шукшин), который создал пьесу о недостатках, но не показал выход из сложившейся ситуации. Уварова же считает, что, автор должен писать по принципу «Отвергаешь — предлагай». Однако писателю повезло — его творение взяли в московские театры. Не пришлось ничего переделывать.

Тонкий намёк на то, что в столицах любят «остренькое», а не то, что «правильно». Да, Уварова — кристально-правильная. Таким и должен быть функционер. Больше того, она умеет принимать решения — как в сцене с треснувшим домом, в котором идёт шумная свадьба. Мэр думает не только о людях, но и об их настроении. Как не испортить запоминающийся день?

Однако этот фильм, при всей его лозунговой прямоте, вовсе не банален — он изысканно-трагичен. Сын женщины, отдающей себя общественному горению, нечаянно убивает себя из самодельного пистолета. При том, что он вовсе не хулиган и не мажор, который сходит с ума, ибо ему нечего больше хотеть.

Просто у мальчишек в его возрасте всегда есть тяга к жгучей опасности. Виновата ли Уварова в гибели своего ребёнка? И да, и нет. Авторы не дают чёткого ответа на этот вопрос. В принципе, она, как бывшая чемпионка по стрельбе, должна была разъяснить опасность оружия.

К тому же, парень-то ещё несовершеннолетний, и за все его грехи отвечают родители. А они вечно заняты: папа — тренер местной команды (Николай Губенко), он весь в футболе, а маме вообще куда как больше интересно строительство, образование, соцкультбыт. Общество — вот её главное чадо.

Однако же для настоящего чиновника на первом месте всё равно должно быть Большое Дело, и даже после похорон сына Уварова приходит в свой кабинет. Она совершенно опустошена и при этом — решительна и готова к служению. И непонятно: восхищаться этой железной леди, осуждать её? Чёткого ответа нет. В этом — искусство фильма.

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама