Вокальные кружева стиля бельканто — уже не подвиг, а норма жизни
Два вечера подряд в московских аудиториях — Камерном зале Дома музыки и Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных — звучала, возможно, самая головокружительная музыка всех времен и народов. Крайне сложную для исполнения оперу представляло молодое поколением российских певцов.
«Путешествие в Реймс» — на самом деле не опера, то есть не музыкальная история с сюжетом, характерами и взаимоотношениями, а насмешка над человеческими возможностями, имеющая статус монархического протокола. «Реймс» — госзаказ от французской монархии подчиненному ей учреждению, театру Grand Opera, в чей директорат тогда, в 1825 году, входил Россини. Поводом стала коронация Карла X в соборе Реймса, которая сопровождалась масштабными официозными развлечениями. Опере в них было назначено место финального фейерверка, переходящего в праздничный банкет.
Сочинив оперу, прославляющую французского монарха, Россини внедрил в свое произведение актуальную сегодня идею Евросоюза. Герои — граждане разных стран — дружественно объединяются в праздничном финале, и каждый представляет свое государство национальной песней. Череда этих простых мелодий словно отменяет серьезность всего того, что является главной фишкой «Реймса», — сверхъестественную сложность вокальных партий, предназначенных для лучших певцов Европы.
Эта каверза и есть причина, по которой опера Россини — вроде бы кладезь музыкальных радостей массового характера — не может просто так стоять в репертуаре обычного театра. Она — что-то вроде турнира высшей вокальной лиги.
И вот за «Реймс» взялись вовсе не представители суперлиги (как это было в 1984-м на россиниевском фестивале в Пезаро, когда потерянный на сто с лишним лет «Реймс» был восстановлен под руководством Клаудио Аббадо), а молодые российские певцы. Работая в разных московских театрах, они совершенствуют свои умения в Международной школе вокального мастерства, возглавляемой Дмитрием Вдовиным. В этом году школа впервые завершила свою сессию не концертом из отдельных номеров, а исполнением целой оперы. Смысл — показать возможности нашего вокального образования. Получается, что вовсе не обязательно ехать в Европу, чтобы научиться петь музыку, которая для нас долго была неизвестной и чуждой по духу.
Нынешнее исполнение «Реймса» — по сути, московская премьера этого сочинения, которое в России впервые прозвучало только в 2001 году в Мариинском театре (правда, потом его привозили в Москву на «Золотую маску»). Опера исполнена не то чтобы без сучка и задоринки, но достойно — без видимых усилий. Как будто белькантовые кружева — не подвиг, а норма жизни для молодых российских певцов. И в этом пестром коллективе (в опере нет хора, зато солистов — семнадцать, а самый знаменитый номер называется «Большая концертная пьеса для четырнадцати голосов») нашлись люди, у которых впереди, похоже, большая вокальная карьера.
Как ни смешно, ими оказались дефицитные тенора: Сергей Писарев в малюсенькой роли курьера Дзеффирино, Сергей Романовский в роли русского генерала Либенскофа и Алексей Татаринцев в роли Бельфьоре — изящного французского кавалера со средиземноморским шармом. У двух последних есть не только техника — умение в скором темпе проговорить огромное количество звуков, — но и проблески настоящего белькантового легато, из которого вырастает нежная струящаяся меланхолия.
У других участников проекта с нежностью пока не очень — они предпочитают громкий напор. Но чувство меры, если оно не впитано с молоком матери, приходит постепенно. И мать тут заменяют педагог и дирижер. К счастью, у российских учеников бельканто есть на кого опереться. Музыкальный руководитель исполнения, молодой дирижер Денис Власенко, чья чувствительность к музыке очевидна, уже приглашен дирижировать «Реймсом» на тот самый россиниевский фестиваль в Пезаро.
Марина Борисова, openspace.ru