«Хроника классической музыки» Алана Кендалла
Популярная книга о классической музыке — собрание фактов, комментариев, цитат, индексов и красивых картинок, и все это в одном тяжелом томе.
Четыреста лет назад, в 1606 году, Галилей изобрел пропорциональный циркуль, а хормейстер Иезуитской семинарии в Риме по имени Агаццари сочинил пасторальную оперу “Евмелий”. Триста лет назад, в 1706 году, англичане вместе с голландцами побили французов при Рамильи, Гендель по приглашению князя Джан Гастоне дель Медичи прибыл во Флоренцию, откуда потом началось его завоевание Италии, а Бах написал властям Арнштадта докладную на своих хористов, которые “шалят в классных комнатах и даже в церкви, пьют, играют в азартные игры, а по ночам болтаются по улицам”. Двести лет назад, в 1806 году, прекратила существование Священная Римская империя, в лицей Болоньи приняли нового студента по фамилии Россини, а Бетховен завершил три струнных квартета по заказу графа Разумовского. Сто лет назад, в 1906 году, сгорел оперный театр в Сан-Франциско, Малер впервые исполнил в Эссене свою Шестую симфонию, умерли Ибсен и Сезанн, родился Шостакович.
Начинается “Хроника классической музыки” с предположения, что “в жизни древних греков музыка играла важную роль”, заканчивается выражением надежды на то, что ренессанс, подобный тому, что пережила во второй половине ХХ века старинная музыка, “наступит и для тех направлений новой музыки, которые сегодня отпугивают большинство слушателей своей сложностью”. Между этими сентенциями — без малого триста страниц фактов, дат и цитат.
Особенно хороши высказывания самих композиторов. Шопен о своих парижских успехах: “Я вращаюсь среди послов, князей и министров и сам не знаю, как это случилось”. Брукнер о своих планах в лучшем из миров: “Я преподнесу Ему партитуру моего Te Deum, и Он проявит ко мне милосердие”. Равель о составителях программ: “У них никогда не хватит бесстыдства включить это произведение (”Болеро“. — "Пятница") в программу дневного воскресного концерта” (как он ошибся!).
Сам автор книги Алан Кендалл тоже периодически берет слово, и всегда по делу. Другой автор написал бы только: “Профессия дирижера в современном понимании появилась только в эпоху романтизма”. А Кендалл объясняет почему: “До ее наступления темп и динамика менялись с каждой частью и разделом, но не с каждым тактом”. Если приводится странный факт, например такой: “Шенбергу было предложено написать музыку к голливудскому фильму по роману Перл Бак "Добрая земля", но запрошенный им гонорар в 50 000 долларов показался продюсерам слишком высоким”, то дается и объяснение: “Ясно, что композитор назначил эту цену специально ради того, чтобы иметь повод отказаться”.
“Хронику классической музыки” можно листать в любом порядке, но только в располагающей обстановке: в книге 265 иллюстраций, а бумага, формат и вес тома соответствуют их качеству. Этим книга отличается от дешевых популярных изданий, предлагающих необременительные экскурсии по музыкальной истории. Но не только этим: с профессиональной точки зрения, все сделано с британской основательностью. Издательство позаботилось и о профессиональном переводе, поручив его музыковеду Левону Акопяну. Любителю музыки, который захочет упорядочить или пополнить свои знания, такая книга для начала вполне подойдет.
Алан Кендалл. “Хроника классической музыки”. — М.: Классика-XXI, 2006
Петр Поспелов, vedomosti.ru