Ложные искушения

Шпионский триллер «Ложное искушение» («Россия», 22 сентября, 23.00. США, 2006. В ролях: Мэтт Дэймон, Анджелина Джоли, Джо Пеши, Алек Болдуин, Майкл Гэмбон, Уильям Херт, Тимоти Хаттон, Джейсон Патрик, Роберт Де Ниро, Джон Туртурро), отмеченный на последнем Берлинском фестивале «Серебряным Медведем» за актерский ансамбль, — безусловно, лучшая режиссерская работа голливудской суперзвезды Роберта Де Ниро. Собрав роскошный звездный букет, прославленный актер добился, чтобы каждый «цветок» в этом букете был на месте, но при этом и каждый в отдельности прекрасно смотрелся. Сам он сыграл маленькую, но очень выразительную роль крупного генерала. И при всем при этом фильм можно воспринимать и как бенефис Мэтта Дэймона — так глубоко он, пожалуй, еще никогда не «копал». Его герой Эдвард Уилсон — один из тайных основателей ЦРУ. Мы наблюдаем за его жизнью и карьерой в течение длительного периода времени — от рядового сотрудника одной из американских спецслужб до положения сильного мира сего, и на наших глазах происходит крах его личной жизни и распад его как личности. Во время просмотра у зрителей, вполне возможно, возникнет ощущение, что уж слишком хитроумно и замысловато сконструирована картина, что многовато событий и не всегда до конца понятно, что же происходит на экране. Однако довольно быстро становится ясно, что и не надо во все это вникать в деталях, потому что сущность каждого события открыта.

И еще одна любопытная режиссерская работа — «Прекрасная Рита» («Россия, 22 сентября, 3.55. Франция, 2000. В ролях: Кристиан Клавье, Жюли Гайе, Эдди Митчелл), отмеченная номинацией на премию Европейской киноакадемии в категории «Открытие года». Многие телезрители откроют для себя, что Кристиан Клавье, оказывается, не только комик, снимающийся в примитивно-глупых комедиях («Астерикс и Обеликс»), но и замечательный драматический актер. Во всяком случае, таким он себя зарекомендовал в умном и тонком фильме своего брата Стефана Клавье. Он играет служащего аудиторской конторы Эдгара Ломарка, отправившегося по делам на Французскую Ривьеру. Однажды вечером Эдгар решил немного поразвлечься и провести ночь с проституткой Ритой, найденной через Интернет, и оказался втянутым в неожиданную историю. Рита — неуправляемый аутсайдер, она не похожа на одноклассников. Учителя считают ее грубиянкой, родители в наказание за дерзость сажают под замок. Бурно пробудившаяся сексуальность Риты бросает ее из крайности в крайность: один из любовников еще слишком молод, другой — уже чересчур стар. Дисгармоничные связи лишь усугубляют ее отчуждение — и однажды Рита окончательно «сходит с рельс»...

Авантюрная криминальная комедия «Карты, деньги, два ствола» («ТВ Центр», 22 сентября, 23.40. Великобритания, 1998. В ролях: Джейсон Флеминг, Ник Моран, Декстер Флетчер, Стинг, Уинни Джонс) стала одной из самых громких сенсаций года. При бюджете в 1 миллион фунтов стерлингов полнометражный игровой дебют режиссера Гая Риччи, где заняты никому не известные актеры (если не считать Стинга, приглашенного в качестве свадебного генерала, — он появляется в кадре минут на пять и произносит пару фраз), только в Великобритании собрал 11,4 миллиона. Речь в фильме идет о том, как четверо друзей-раздолбаев, проиграв в карты огромные деньги бандитам и оказавшись в безвыходном положении, решили ограбить... грабителей. Сделать это нетрудно — ведь у воинственной четверки есть много кухонных ножей и два старинных ружья!.. Когда смотришь эту картину, вспоминаются и «Прирожденные убийцы», и «Криминальное чтиво», и «Четыре комнаты», и «На игле», и вместе с тем остается ощущение, что это очень талантливое и абсолютно оригинальное кино — озорное, хулиганское, лукавое, стремительное, жизнерадостное, насыщенное британским юмором и украшенное превосходным саундтреком.

Ричард Кертис прославился как сценарист таких хитов, как «Четыре свадьбы и одни похороны», «Ноттинг-Хилл» и «Дневник Бриджет Джонс», но все же ему казалось, что именитые режиссеры не на все сто реализовали его замысел, и вот он решил сам попробовать: а вдруг лучше получится? Тем более что сценарий романтической комедии «Реальная любовь» (ТНТ, 18 сентября, 22.00. США — Великобритания, 2003) ему показался оригинальным по замыслу и богатым по драматургии. Понравился, судя по всему, не только ему — сниматься согласились не только Хью Грант, сыгравший главные роли во всех трех хитах Кертиса, но и многие другие звезды первой величины. Главных героев как таковых нет — задействовано множество равновеликих персонажей, разбитых на пары. Каждая из историй, на первый взгляд совершенно не связанных между собой и лишь изредка соприкасающихся, призвана отражать одну из граней того, что мы вкладываем в понятие «любовь». Она, как известно, может быть романтическая, платоническая, животная, страстная, безответная, верная, озаряющая, зрелая, неудобная, необъяснимая... Она не признает государственных границ и языковых барьеров, различий в сословиях и способна преодолеть любые преграды. Хью Грант, например, играет нового британского премьер-министра, который, придя в свою резиденцию, немедленно положил глаз на смазливую секретаршу. И когда предмет его воздыханий попытался отбить мужланистый американский президент (Билли Боб Торнтон, как всегда, великолепен), он готов поставить страну на грань международного конфликта. Английский писатель (Колин Ферт) пытается забыться в уединенном доме во Франции и... оживает, встретив португальскую горничную. Овдовевший мужчина (Лайам Нисон) пытается наладить отношения с приемным сыном, а тот потерял покой: одноклассница не обращает внимания на его робкие попытки добиться ее расположения. Героиня Эммы Томпсон изводит себя ревностью: у мужа (Алан Рикман), как она полагает, роман с молодой сотрудницей... Первая и последняя сцены фильма снимались в зале ожидания в аэропорту, и это неслучайно. «Однажды мне пришлось около часа прождать в аэропорту, — говорит Ричард Кертис. — Я стоял там и наблюдал, как будничные лица людей, на которых застыло выражение скуки, внезапно преображаются, начинают излучать любовь. У любого человека есть своя история любви. Именно это я хотел показать в своем фильме». Удалось ли показать? Да, если судить по кассовым сборам: картина собрала 60 миллионов долларов при бюджете в 40 миллионов.

Легендарная притча Вима Вендерса «Небо над Берлином» (1987) — один из самых стилистически изысканных фильмов в истории кино. Попытка Вендерса еще раз зайти в ту же реку, как водится, не совсем удалась. Но все равно «Небо над Берлином-2» (ТВ3, 23 сентября, 0.15. Германия, 1993. В ролях: Бруно Ганц, Отто Сандер, Питер Фальк, Настасья Кински, Сольвейг Домартин, Уильям Дефо) — это Кино. Сюжетно продолжение в значительной мере повторяет оригинал. Касиэль (Отто Сандер), небесный посланник, не имеет права вторгаться в земную жизнь под страхом утраты ангельской природы. Но вот он встречает на Земле своих бывших соратников, которые нарушили запрет и теперь живут среди людей. Вскоре и сам он, покровительствующий тем, кто смотрит на мир светлым оком, не выдерживает. Он спасает упавшую с балкона девочку и становится смертным, принимая имя Карла Энгеля. Обретя человеческую природу, бывший ангел совершает все те ошибки, которые, как он ранее думал, сможет исправить. Игра в наперстки, оружие, ограбление, пьянство, одиночество... осознание и — новая попытка исправить зло...

В востребованном жанре психологического триллера снял «Красные огни» («Культура», 22 сентября, 22.25. 2004, Франция) французский режиссер Седрик Кан. В основу картины лег одноименный роман Жоржа Сименона. Эта жуткая история произошла в один из уик-эндов в начале сезона отпусков. Скромный страховой агент Антуан (Жан-Пьер Даруссен) и его жена Элен (Кароль Буке), преуспевающий адвокат, отправились из Парижа забрать своих детей из летнего лагеря. Антуан чем-то раздражен — то ли перегруженным шоссе, то ли его гложет комплекс собственной неполноценности, и время от времени он прикладывается к бутылке. Жена пытается его образумить, и между супругами вспыхивает ссора. И Элен, когда муж притормозил у очередного придорожного бара, чтобы «дозаправиться», ушла, оставив записку: поедет, мол, дальше на поезде. Поостыв, Антуан пытается догнать поезд на следующей железнодорожной станции, но не успевает. Он продолжает погоню, подобрав на шоссе какого-то странного типа, — ему надо было кому-то выговориться... Роман Жоржа Сименона стал для Седрика Кана лишь отправной точкой. В своем сценарии он не только перенес действие из США во Францию, но и сместил акценты с выяснения отношений между супругами и детективной интриги на триллерскую составляющую, на которую работают и изобразительный ряд, и музыкальное сопровождение (отрывки «Облаков» Клода Дебюсси). Режиссеру замечательно помог Жан-Пьер Даруссен — на крупных планах тот мастерски отобразил широкий диапазон переживаний от эйфории и благодушия до ярости и горя. Состояние растерянности, отчаяния, ужаса, липкого страха, все больше и больше охватывающего нашего героя, передается в зрительный зал. А иногда возникает ощущение ирреальности происходящего на экране — может быть, все эти страшные вещи лишь привиделись главному герою? Во всяком случае, фильм только выигрывает от такой неоднозначности. Так что не без оснований некоторые критики окрестили Кана наследником Хичкока и французским Дэвидом Линчем, хотя, конечно, на шедевр картина не тянет.

В расчете на массового зрителя снята и криминальная драма «Последнее дело Ламарки» («ТВ Центр», 20 сентября, 0.45. США, 2002. Режиссер Майкл Китон-Джонс. В ролях: Роберт Де Ниро, Уильям Форсайт, Фрэнсис МакДорманд, Джеймс Франко, Элиза Душку, Лесли Коэн). Винсент Ламарка — неподкупный и всеми уважаемый офицер полиции. Безупречной службой он как бы стремится загладить вину своего отца, много лет назад севшего на электрический стул за случайное убийство ребенка. Но семена былых грехов дают жуткие всходы: расследуя очередное дело, Винсент обнаруживает, что главный подозреваемый — его родной сын Джой. И что это он, находясь в состоянии наркотического транса, случайно убил наркодилера. Где Джой? Его ищут как отец, так и жаждущий мести друг убитого...

Кинотелеафиша, как видите, довольно разнообразна и богата на качественное кино. Чего не хватает, так это классики. На безрыбье можно выделить музыкальную мелодраму Басби Беркли «Для меня и для моей девочки» («Домашний», 19 сентября, 23.30. США, 1942), где солируют голливудские суперзвезды Джуди Гарленд и Джин Келли. США, 1916 год. Молодые актеры приезжают в маленький городок на гастроли, один из них Гарри Палмер (Джин Келли) — популярный американский комик и танцор. Во время гастролей он знакомится с молодой актрисой Джо (Джуди Гарленд) и пробует ухаживать за ней, но девушка не проявляет к нему интереса. Путем всяческих хитросплетений он добивается ее расположения, и в итоге они создают творческий дуэт. В это время США вступает в войну в Европе. Гарри идет работать в составе театральных фронтовых бригад, поднимая боевой дух солдат веселым куплетом и зажигательным танцем. Пройдя через невзгоды и трудности Первой мировой войны, Гарри и Джо уже не надеются увидеться вновь...

Геннадий Белостоцкий

реклама