О спектакле Мари-Эвы Синьроль по опере Пуччини в Дрездене
Новая инсценировка оперы Дж. Пуччини «Турандот», показанная 7 октября 2023 в дрезденской Опере Земпера, без сомнения, станет событием в оперном мире. Гармоничное сочетание социальной сатиры на игровой менталитет медиа-толпы с высоким уровнем музыкального исполнения было принято оглушительной стоячей овацией зала сразу после финальных аккордов. Опера была исполнена с традиционным финалом Франко Альфано, убедительность которого до сегодняшнего дня, то есть до спектакля Мари-Эвы Синьроль, вызывала серьёзные вопросы [1].
Используя видеотрансляции крупных планов, режиссёр грамотно ставит солистам актёрские задачи, помогающие решить загадки партитуры Пуччини, которые во много раз сложнее загадок кровожадной и несчастной принцессы. Именно акцент на психологической ущербности Турандот, не способной любить, становится отправной точкой убедительного перерождения этой девочки-фюрер — жестокой дурочки, облечённой властью, — в нормальную женщину. Нежелание Турандот быть женой, стать матерью и продолжить род превращается в режиссёрской концепции в игровое реалити-шоу, выдуманное продюсерами Пингом (Алессио Ардуини), Пангом (Семеон Эспер) и Понгом (Аарон Пеграм) и выходящего из-под контроля с появлением безбашенного Чужестранца – Калафа [2].
Это превращение ритуального эпического повествования в непредсказуемый хаос вырастает из самой партитуры Пуччини, использовавшего для драматического развития сюжета своей оперы «оригинальную восточную» пентатонику, тамтамы, китайские куранты, гонг, ксилофонный звуковой орнамент и изнурительные остенатные структуры [3] для церемониальных сцен и ритмические сдвиги, пустые квинты — для создания впечатления беспокойства, беспорядка, тревоги. Эта опора режиссёрской концепции на партитурный строй делает визуально спорный спектакль абсолютно гармоничным: ведь в нём нет ни одного движения, ни одного драматического хода, противного эмоциональному настрою музыки.
Возвращаясь к ключевому моменту спектакля — к предсмертному монологу Лю, убивающей себя ради любимого человека, —- отмечу, что без выдающегося ансамбля солистов сложная концепция М.-Э. Синьроль вряд ли бы сработала.
Исполнительница партии Лю — косовская сопрано Эльменита Кайтаци — легко выдерживает крупные планы, звучит чисто, изысканно филируя звук на диминуэндо и наполняя каждую фразу драматически понятным смыслом. В финальной арии рабыня Лю не жалуется принцессе, а жалеет её, глядя своей сопернице за сердце Калафа прямо в лицо. Мимика Турандот при этом транслируется на большой экран.
И здесь уже на первый план выходит экстраординарный актёрский талант норвежской сопрано Элизабет Тайге. Певица не только мастерски изображает тончайшие психологические оттенки внутреннего преображения Турандот, но и озаряет зал ярким сияющим голосом, тембр которого одинаково чист на всём диапазоне, металлически звонок на верхних нотах и эластичен на легато среднего регистра [4].
Нарушитель игрового народного отупения — Чужестранец (Калаф) — стал не меньшим открытием дрезденского спектакля, чем две главные женские партии. Корейский тенор Йонгхун Ли использовал силу, собранность и технический блеск своего вокала для создания образа одержимого победой маньяка, не жалеющего ни влюблённую в него рабыню, ни родного отца.
В партии папы Калафа — ослеплённого татарского царя Тимура — выступил прекрасный русский бас Алексей Кулагин. Красочный тембр певца был грамотно оформлен технически безупречным вокалом, сдержанность которого на приглушённых ферматах помогла музыкальными средствами создать образ отчаявшегося человека, потерявшего смысл жизни. Исключительно умная и цельная работа.
Оркестр под управлением маэстро Ивана Репушича продемонстрировал идеальный баланс, великолепный звук, живые темпы, — прекрасно было всё. Это было одно из лучших исполнений «Турандот», которые я слышал живьем.
Бесподобный хор заслужил едва ли не самые бурные овации.
Итак, дрезденский спектакль Мари-Эвы Синьроль в прекрасных сценографических конструкциях Фабьена Тинье и головокружительно актуальных костюмах берлинской художницы Yashi ещё раз подтвердил, что опера — это зрелищно-музыкальное явление, способное общаться со своей аудиторией на серьёзные темы о судьбах мира на современном языке символических обобщений, понятных каждому жителю XXI века. Драгоценность этого спектакля ещё и в том, что его бесспорно спорная концепция была с восторгом принята премьерной публикой, потому что была полностью согласована с незавершённым первоисточником Пуччини и помогла решить казавшуюся нерешаемой загадку этой незавершённости. Впервые за без малого сто лет.
Примечания:
1) Подробно проблему драматургии «Турандот» я разбираю в рецензии на спектакль Арены ди Верона 2021.
2) Тема игрового реалити-шоу со ставкой ценой в жизнь — сюжетный архетип, уходящий корнями в русскую рулетку и многочисленные произведения от «Бегущего человека» Стивена Кинга (1982) до «Голодных игр» Сьюзан Коллинз (2008). Этот же сюжетный момент использован в «Паяцах» Руджеро Леонкавалло (1892) , где театральное шоу превращается в кровавую разборку на почве ревности.
3) Проще говоря звуковые итерации (повторы), создающие эффект вводящего в транс акустического гипноза.
4) Записи фрагментов можно послушать на канале «Девятая ложа».
Фото: Semperoper Dresden / Ludwig Olah
Футболка — незаменимая вещь в гардеробе каждого мужчины. Купить футболки СПб по оптовым ценам можно у нас на сайте. Вас приятно удивит наш ассортимент, доступные цены и отменное качество продукции.