Премьера оперы «Снегурочка» в Мариинском театре

26 и 27 апреля Мариинский театр представляет премьеру самой поэтичной оперы Н. Римского-Корсакова "Снегурочка".

Музыкальный руководитель и дирижер - Валерий Гергиев, режиссер-постановщик - Александр Галибин, художник-постановщик - Георгий Цыпин.

Мариинский театр вновь обращается к оперной партитуре Николая Римского-Корсакова, обогащая свой русский оперный репертуар лучшими произведениями композитора. Среди премьер последних лет такие сочинения Римского-Корсакова, как "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и "Золотой петушок". Кроме названных опер, в программе нынешнего фестиваля "Звёзды белых ночей" прозвучат в концертном исполнении менее популярные оперы композитора "Млада" и "Майская ночь". Одной из важнейших составляющих процесса освоения русского оперного наследия является стремление театра к исполнению опер в первоначальной авторской редакции композиторов.

Сценическая история оперы в Мариинском театре насчитывает три постановки. Впервые оперу поставил на заре становления театральной режиссуры Геннадий Кондратьев, следующую сценическую версию осуществил первый постановщик опер Вагнера на русской сцене Осип Палечек, а в 1917-ом за "весеннюю сказку" Римского-Корсакова взялся Всеволод Мейерхольд в содружестве с художником Константином Коровиным.

"Кто не любит моей "Снегурочки", тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня", - писал композитор в 1893 году. Сценическая судьба самой популярной оперы корсаковского репертуара, вершины творчества композитора неоднозначна. Премьера, состоявшаяся в Мариинском театре 29 января 1882 года принесла Римскому-Корсакову больше разочарования, чем удовлетворения. Ни роскошь постановки (на которую Дирекция затратила около 40 тысяч рублей), невиданная прежде в русских операх, ни удачное исполнение, не могли примирить композитора с купюрами, сделанными по настоянию Направника. Признание и любовь публики пришли к "Снегурочке" позже, и еще при жизни автора она стала самой репертуарной из его опер.

В концертном исполнении опера неоднократно звучала на сцене Мариинского театра и на гастролях театра.

Премьеру репетируют солисты театра и Академии молодых певцов: Анастасия Беляева, Татьяна Бородина, Жанна Домбровская, Наталья Евстафьева, Елена Ласовская, Ольга Маркова-Михайленко, Ольга Трифонова, Екатерина Попова, Надежда Сердюк, Екатерина Соловьева, Евгений Акимов, Илья Банник, Дмитрий Воропаев, Вадим Кравец, Василий Горшков, Владимир Мороз, Эдуард Цанга, Даниил Штода и др.

Дополнительная информация:

Режиссер-постановщик Александр Галибин: "Мы создаем на сцене мир, увиденный глазами ребенка. Все фантасмагорическое, что есть в сценографии и персонажах, - ощущения Снегурочки от того мира, в котором она оказалась. Но у нас не было желания удивить. Мы не разрушаем традиций, не являемся новаторами. Самое главное - это музыка, и не стоит ей мешать. "Снегурочка" -- удивительно откровенное произведение, очень тонкое, оно несет в себе сакральный смысл. Оно невероятно сильное эмоционально, все в нем пронизано тоской по любви, по настоящему чувству. Композитор дает понять, что такое Любовь-жертва, что такое Любовь-эрос…мы пытаемся это раскрыть. В конечном счете, мне бы хотелось, чтобы люди, уходя из зала, чувствовали, что они соприкоснулись с чем-то удивительно прекрасным и чистым, чтобы это было ощущение внутреннего очищения, как если бы в жаркую погоду они выпили родниковой воды из чистого источника".

Художник - постановщик Георгий Цыпин: "При работе над образами спектакля я во всем шел от музыки Римского-Корсакова, от тех идей и мыслей, которые возникали в самом начале работы над оперой, когда мы общались с ведущими специалистами Петербурга по Римскому-Корсакову, от своих ощущений этой музыки. В "Снегурочке" меня, прежде всего, поразила прозрачность музыки, ее космичность, и это стало очень важной темой при работе над сценографией, ровно, как и ощущение мира как сна, мира, увиденного глазами Снегурочки, глазами полуребенка и пришельца, и потому все происходящее так гротескно-невинно, как будто мир увиден в первый раз. Возникла идея показать мир оперы через Петербург с его бесконечной, грязной, мрачной зимы. Кроме того, многое в этом спектакле сделано с ощущением русского авангарда начала ХХ века. Мне неинтересно работать в художественной системе XIX века. Для меня интересны примитив, архаика, в русских мужиках и бабах Малевича есть сочетание космичности и древности, примитива. Да и Римский-Корсаков в каком-то смысле был впереди своего времени".

реклама