Ключи к безумному параду

Тенор Иэн Бостридж на фестивале «Владимир Спиваков приглашает...»

Тенор Иэн Бостридж на фестивале "Владимир Спиваков приглашает...". Фото: "Газета"

Четвертый форум Владимира Спивакова отличается от предыдущих ровным, однородным характером. Цикл из семи концертов выглядит скромнее, нежели амбициозные проекты прежних фестивалей. Однако случайных программ нет: событием обещает стать каждая - например, вечер с "Виртуозами Москвы" и Иэном Бостриджем.

Если раньше фестиваль Спивакова стремился удивить слушателей во что бы то ни стало, теперь форум чувствует себя увереннее и сосредоточен на чистой музыке. Два года назад он был украшен балетной программой и постановкой "Жанна д?Арк на костре" с Фанни Ардан в главной роли. На сей раз программа лишена театрального элемента, зато участие Уте Лемпер само по себе гарантирует незабываемое шоу. Еще двумя сезонами раньше Кшиштоф Пендерецкий дирижировал на фестивале своими "Семью вратами Иерусалима". Вторичность музыки компенсировал мощный состав: три хора, увеличенный оркестр с духовой группой на балконе, пять солистов и чтец плюс неслыханные доныне тубофоны. Подобных эффектов в этом году не ожидается, зато ХХ век достойно представлен в программе именами Шостаковича, Вайля, Бриттена и Хартмана.

О том, что фестиваль стабилизировался, говорит и концерт-открытие: весь вечер на сцене вместе со Спиваковым и Национальным филармоническим оркестром России (НФОР) провел пианист Денис Мацуев. Самую ответственную программу форум доверил отечественным звездам, обойдясь без зарубежных гостей - в предыдущие годы ими были скрипач Лоран Корсиа (в 2005 году) и великая певица Джесси Норман (в 2003 году). Наиболее удачную из своих программ Норман тогда исполнила не с НФОР, а с "Виртуозами Москвы", при участии которых состоялись два лучших вечера второго фестиваля. На третьем "Виртуозы" были не слишком убедительны, но их выступление с Иэном Бостриджем уже можно назвать одним из событий форума, хоть программа концерта и менялась вплоть до последнего момента.

Предполагалось, что Бостридж будет солировать в кантатах Баха, но знаменитый британский тенор предпочел цикл Бриттена "Озарения". Без Баха, правда, не обошлось: вечер открылся его концертом для скрипки и гобоя - коронным номером Владимира Спивакова и Алексея Уткина, сыгранным без сучка без задоринки, хотя и без каких бы то ни было озарений. Концерт уже звучал на одном из прежних спиваковских фестивалей, как и последовавшая за ним прелюдия Баха "О, человек, оплакивай свои грехи" в обработке Регера. Вероятно, она имела особое значение - как рифма к "Семи смертным грехам" Курта Вайля, которые будет петь Уте Лемпер, и к фразе Спивакова о том, что свои грехи они хорошо знают, сказанной накануне фестиваля. Затем появился герой вечера Иэн Бостридж, спевший две арии из оперы Генделя "Ариодант". Необыкновенно выразительный голос певца составлял удивительный контраст с его внешним обликом, напоминавшим не слишком уверенного в себе студента, отстаивающего свои взгляды в незнакомой компании. Еще сильнее контраст проявился в "Озарениях" Бриттена, также исполнявшихся на спиваковском фестивале четыре года назад. Солистом тогда был Тоби Спенс, пропевший цикл с ощущением победы, радость которой он предлагал разделить со слушателями. Бостридж выстроил роль иначе: начиная с заглавной строки "Я один владею ключами к этому безумному параду", он говорил о победе, в которой никакой радости не было. Это напоминало героя Достоевского, который читает публично свою исповедь, собираясь затем застрелиться, и столь неожиданная трактовка "Озарений" убедила. А сегодня на фестивале вместе с НФОР выступят лауреаты конкурса имени Чайковского Альбина Шагимуратова и Александр Бузлов.

Илья Овчинников

реклама