Вагнеровский фестиваль в Эрле
Фестиваль в австрийском городке Эрл отмечает в этом году десятилетие. Крохотное живописное селение среди гор и озер на границе Австрии и Баварии может соперничать в популярности со знаменитыми столицами летнего музыкального туризма Зальцбургом и Брегенцем, которые находятся по соседству. Создатель фестиваля дирижер Густав Кун, ученик легендарного Герберта фон Караяна, умудряется осуществлять в Эрле серьезные масштабные проекты. Юбилей отмечен постановкой всех четырех опер тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга», его же «Тристаном и Изольдой», «Парсифалем» и обширными концертными программами.
Регион Тироль, где расположен городок Эрл, - это величественные горы, зелень альпийских лугов, расцвеченная игрушечными, утопающими в цветах домиками, ощущение вечного покоя и гармонии. Все это располагает к медитации, в которую Рихард Вагнер стремился ввергнуть своей музыкой чуть ли не все человечество.
И вот уже десятый год подряд в Эрле ему предоставлена такая возможность. Концерты и спектакли проходят в белом здании Пассионшпильхауса. Его построили в 1950-х годах для представления Страстей Христовых. Эта традиция восходит аж к 1613 году. Представление организуется один раз в восемь лет, оно весьма популярно и собирает тысячи зрителей.
Дирижер Густав Кун дополнил ее ежегодным оперным фестивалем. Тот факт, что Кун, не располагая ни театральным зданием, ни полноценной сценографией, ни значительными средствами, в течение многих лет успешно дирижирует в Эрле вагнеровской тетралогией, свидетельствует не только о его амбициях, сравнимых с амбициями самого Вагнера. Он говорит и о незаурядном таланте, и о мастерстве Куна, поскольку музыкальный результат его работы превосходен.
Каждый год Кун преподносит одну и ту же музыку по-новому, интригуя публику. Так, в 2005 году Тирольский фестиваль предложил слушать все четыре оперы "Кольца нибелунга" нон-стоп 24 часа. Рискованная затея полностью себя оправдала. От желающих не было отбоя, под конец дня слушатели, опьяненные вагнеровской музыкой, чувствовали себя такими же счастливыми и породнившимися, как после похода по горам или братания на каком-нибудь празднике пива.
В этом году новый проект - по опере на каждый день недели. «Кольцо» состоит из четырех опер: «Золото Рейна», «Зигфрид», «Валькирия», «Гибель богов». Оставшиеся три дня Кун дополнил "Тристаном и Изольдой", «Нюрнбергскими майстерзингерами» и «Парсифалем». То есть представил всю продукцию зрелого Вагнера в хронологическом порядке.
В здании Пассионшпильхауса нет ни кулис, ни оркестровой ямы, так что действие разворачивается на авансцене, а оркестр помещается позади певцов. В зале царит сумрак, зато в перерывах публика выходит прямо на альпийский луг. Сценограф Йорг Нойман предельно условно обозначает место действия кубами и пандусами. Художница по костюмам Ленка Радецки одевает вагнеровских героев в рубашки и куртки, пальто и безрукавки, брюки и сапоги. Вотану и Гунтеру подходят темные очки, Фрике - шикарный кожаный наряд малинового цвета, бандиту Хагену - шинель, весьма похожая на те, что носили немецкие солдаты во время Второй мировой войны, Изольде - жакет и юбка до колен в стиле Шанель.
Главная героиня спектаклей в Эрле - музыка Вагнера. То, что она берет в плен, - заслуга Густава Куна. На сегодня это, пожалуй, лучший интерпретатор немецкого репертуара XIX века. Четыре-пять часов, проведенные в жестком кресле Пассионшпильхауса, пролетают как мгновения.
Однако фестиваль в Эрле - триумф не одного лишь дирижера. Он обходится без громких имен, множество его участников являются спутниками Куна с самого начала проекта. За 10 лет австрийский дирижер вырастил немало талантов, среди них Альберт Домен и Юха Ууситало, которые стали самыми востребованными басами-баритонами в вагнеровском репертуаре и ныне поют в Байройте и Вене. Все исполнители помимо безупречного владения вагнеровским стилем еще и удивительные актеры. Это певцы со всех концов света: наша соотечественница Светлана Сидорова, китаец Лиан Ли, немцы Гертруд Оттенталь, Михаэль Баба, Михаэль Купфер, Юрген Мюллер, итальянки Элена Комотти д'Адда и Микела Збурлати, англичанин Ричард Декер и многие другие.