Она и впрямь исключение из общего правила. И из-за полученного при рождении «эксклюзивного» имени, и по причине далеко не рядовой судьбы. Все-таки мало кому удается окончить школу с золотой медалью, факультет журналистики МГУ, но при этом, не получив специального образования, стать одной из ведущих актрис нашей страны. Выходить на подмостки прославленных столичных театров, сотрудничать с крупнейшими отечественными кинорежиссерами. И даже удостоиться почетного звания народной артистки Советского Союза.
Ия Сергеевна получила его в 1990-м, практически «под занавес» распада СССР. А имя Саввиной впервые прозвучало намного раньше, в конце 50-х годов прошлого века, когда она сыграла Лиду Матисову в спектакле Студенческого театра МГУ «Такая любовь» по пьесе П.Когоута в постановке Ролана Быкова.
Последний был своеобразным «крестным отцом» Саввиной в искусстве, имевшим непосредственное отношение к еще одной знаменитой роли Ии Сергеевны — Аси Клячиной. Ведь именно Ролан Антонович первым прочитал ей сценарий Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», заметив, что если Саввина «сыграет Асю, то больше ничего уже может не играть».
Ие Сергеевне повезло. Кончаловский увидел в ней свою гордую Асю-хромоножку, вдобавок убедив Саввину сниматься вместе с непрофессиональными артистами, которым та пыталась не «подражать, а впитывать их самобытность». Органичному существованию в кадре рядом с настоящими деревенскими жителями, по мнению Саввиной, способствовало и ее происхождение. Потому что хоть она и появилась на свет в городе Воронеже, но не понаслышке была знакома с нелегким сельским бытом.
Знание жизни вообще помогает Ие Сергеевне на протяжении всего ее актерского пути. Равно как и общение с мастерами театра и кино, которое она называет своими творческими «университетами». А Фаину Раневскую и Ростислава Плятта, Любовь Орлову и Николая Мордвинова, Андрея Попова и Юрия Завадского, Иосифа Хейфица и многих других выдающихся личностей — Учителями.
О них, а также об Олеге Ефремове, Юрии Богатыреве, Алексее Баталове, Сергее Юрском, иных своих коллегах и партнерах Саввина не раз писала в очерках (в 1996-м некоторые из литературных трудов актрисы были объединены в книгу «Статьи разных лет»), говорила с телевизионного экрана и в радиоэфире. Причем внимание она акцентировала лишь на хороших профессиональных и человеческих качествах героев своих рассказов.
Подобная доброжелательность — подлинный раритет в театральной и кинематографической среде, которую зачастую небезосновательно именуют «террариумом единомышленников», где порой правят бал злоба и зависть. Но данные малопривлекательные черты характера Ие Саввиной неведомы. Известно же, что она спокойно могла отказываться от каких-то ролей, если находила себя неподходящей к ним по определенным критериям. И рекомендовала на эти роли своих подруг (так Ия Сергеевна посоветовала Андрею Смирнову вместо себя пригласить в фильм «Белорусский вокзал» Нину Ургант).
Отказалась Саввина сниматься и в «Курочке Рябе» — продолжении «Аси Клячиной...», посчитав, что «вместо Аси „нарисовался“ безнадежно одномерный персонаж, с которым ей было бы неинтересно».
Такая принципиальность тоже не совсем типична для представительницы актерского цеха. Но Ия Саввина никогда и не стремилась быть такой, как все. Доказательством чего служит тот факт, что, будучи востребованной театром и кино, она пришла на телевидение. Подготовила ряд интереснейших программ о драматургии А.Н.Островского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, участвовала в авторском цикле Александра Аникста, посвященном Бернарду Шоу. Не боялась актриса с возрастом пробовать себя в характерном, комедийном амплуа (взять, к примеру, ее Хлестову и Софью Ивановну в мхатовских спектаклях «Горе от ума» и «Рождественские грезы», Аникееву в фильме «Гараж»).
Посредством лучших из созданных ею образов (а здесь надо обязательно вспомнить Анну Сергеевну из экранизации чеховской «Дамы с собачкой» и Соню Мармеладову из спектакля Театра имени Моссовета «Петербургские сновидения», Татьяну Власенкову из многосерийной кинокартины «Открытая книга», доктора Калинникову и Анну Константиновну из фильмов «Каждый день доктора Калинниковой» и «Продлись, продлись, очарованье») Саввина напоминала нам о незаурядных свойствах женской души: о ее изначальной чистоте, готовности к самопожертвованию, преданности близким людям и своему делу. А умение сообщать роли некий благородный духовный посыл (а его, как уверяет Ия Сергеевна, тот же Быков считал самым важным в актерской работе) всегда было и до сих пор остается большой редкостью.
Майя Фолкинштейн