Tiroler Festspiele Erl
Есть что-то звонкое в самом слове «Тироль». Эта западная часть Австрии поражает невероятно свежим оттенком зелени полей, густотой лесов, гармонией между природой и созданиями рук человеческих, восхитительным вкусом масла, молока и варенья. Повсюду пасутся красивые и ухоженные буренки местной породы «коричневая альпийская»: они-то (в паре со скрипками, поставленными с ног на голову и напоминающими деревья) и выбраны в качестве логотипа музыкального праздника, который проводится в Эрле, маленьком местечке на границей с Германией: семьдесят пять километров от Мюнхена и cтолько же от Инсбрука.
Местом спектаклей избран Пассионшпильхаус (построен в 1950-х годах), предназначенный для представления страстей Христовых (представление организуется один раз в восемь лет, весьма популярно и собирает тысячи зрителей). Его огромное белоснежное здание, напоминающее раковину улитки, словно вырастает из земли на фоне живописной безотлогой горы, и нисколько не портит девственную красоту альпийского пейзажа. Эрл — крошечное местечко, чуть ли не деревушка, а размах фестиваля поистине грандиозный — не более и не менее как вагнеровское «Кольцо нибелунга», плюс «Тристан и Изольда» и «Парсифаль», да еще обширные концертные программы.
Создатель фестиваля и его постоянный дирижер — прославленный маэстро, ученик Караяна Густав Кун, который ныне, подобно своему учителю, может считаться живой легендой. Каждый год в июле, в течение трех недель, Кун во главе значительной международной команды дарит слушателям, большинство из которых приезжают в Эрл специально, ежедневные встречи с большой музыкой.
В здании Пассионшпильхауса нет ни кулис, ни оркестровой ямы, так что действие разворачивается на авансцене, а оркестр помещается позади певцов. В подобных условиях непростое дело свести воедино впечатляющую армию артистов: контроль над нею Кун осущeствляет при помощи телекамер и мониторов. Три монитора над пюпитром помогают ему следить за сценическим действием, а пять других мониторов расположены перед первым рядом и служат для певцов, которые, глядя на экраны, видят показ вступлений и выражение лица дирижера. Весьма грузный маэстро с длинной гривой дирижирует сидя, и рождение вагнеровской музыки под его руками — не только праздник для ушей, но и волнующее зрелище.