Похоже, службы кинопоказа почти всех каналов сбились с ног, чтобы сервированный ими к Новому году «стол» выглядел по-настоящему праздничным. И лишь два канала — «Первый» и НТВ — шагают не в ногу, сделав ставку на виденные-перевиденные хиты советского кино. В миллион первый раз мы получаем возможность посмотреть «Карнавальную ночь» («Первый канал», 30 декабря, 10.30), «Джентльменов удачи» («Первый канал», 31 декабря, 10.10), «Москва слезам не верит» («Первый канал», 31 декабря, 13.50), «Укротительницу тигров» (НТВ, 29 декабря, 20.50), «Жестокий романс» (НТВ, 30 декабря, 13.20), «Свадьбу в Малиновке» (НТВ, 31 декабря, 14.10), «Карнавал» (НТВ, 31 декабря, 17.30), «Иронию судьбы, или С легким паром!» (НТВ, 31 декабря, 20.10), «Чародеев» (НТВ, 31 декабря, 4.40). К счастью, отсутствие постоянной новогодней прописки не помешало пробиться на телеэкран другим, не менее качественным, но не столь заезженным фильмам. Есть среди них и шедевры мирового кино.
«Весь этот джаз» (СТС, 31 декабря, 2.10. США, 1979. Режиссер Боб Фосс. В ролях: Рой Шайдер, Джессика Лэнг, Энн Райкинг) — один из самых оригинальных и впечатляющих фильмов в истории мирового кино — лауреат множества наград, в числе которых Гран-при МКФ в Канне, «Оскары» за лучший монтаж, музыку, работу художника и костюмы, номинации на «Оскара» за лучшую картину, мужскую роль, режиссуру, сценарий, работу оператора. Это музыкальная феерия и одновременно глубокая жизненная драма главного героя — талантливого хореографа Джо Гидеона (Шайдер). Он всегда окружен почитателями его таланта, коллегами и продюсерами, его слово — закон, он сам формирует состав своего нового шоу, перед ним дрожат и млеют очаровательные танцовщицы. В бешеном водовороте жизни, похожей на одну нескончаемую репетицию, Джо не заметил, как загнал свой организм, довел себя до того состояния, когда врачи требуют остановить всю эту безумную работу, если хочешь жить дальше. Да! Джой хочет жить, особенно сейчас, когда, как ему кажется, он на пороге своего самого лучшего свершения. И он работает, не снижая темпа. А смерть (Лэнг) — вот она, сидит неподалеку. И она разговаривает с ним, она напоминает ему о детстве, о любви, о его бесконечных изменах, о любовницах, о его фильмах и шоу, о брошенных женах, о дочери, которая тоже требует внимания, и о болезни, которая все настойчивее заявляет о себе. Нет, Джой не будет успокаиваться, и даже на больничной кровати он весь во власти своего блестящего шоу. Его оперируют, но музыка продолжает звучать, кордебалет послушно выполняет свою программу...
Вашему вниманию предлагается великий фильм Сэма Пекинпа «Соломенные псы» (ТВ3, 27 декабря, 19.00. США, 1971), который в свое время вызвал отторжение у многих зрителей из-за получасового финала, насыщенного мрачным насилием. На подобного рода обвинения режиссер ответил так: «По сути дела, человек — это голодное и злобное животное. В этом мире немного любви, немного добра и очень много варварства». Дастин Хоффман поразительно точно и убедительно играет молодого математика, купившего дом на побережье Англии, в местечке, где родилась и выросла его весьма сексапильная жена (Сьюзэн Джордж). Она подвергается приставаниям, а затем и насилию со стороны местных хулиганов, и это вынуждает Хоффмана ответить насилием. Сцены, в которых Хоффман постепенно начинает получать удовольствие от жестокого убийства нападающих, сняты с напряжением, которому мало равных в кино.
К шедеврам мирового кино можно отнести и легендарный фильм, один из самых стилистически изысканных в истории кино Вима Вендерса «Небо над Берлином» (ТВ3, 29 декабря, 0.15. Западная Германия — Франция, 1987. В ролях: Бруно Ганц, Солвейг Домартин, Отто Сандер, Питер Фальк). Невидимые людям ангелы фланируют по разделенному стеной Берлину, заглядывая в дома, мысли и души его обитателей. Один из них (Бруно Ганц) готов променять вечность в раю на любовь акробатки (Солвейг Домартин) из цирка. Но по силам ли небесному созданию выдержать земные чувства?..
Заслуживает внимания и исторический боевик Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» («Россия», 30 декабря, 14.20. США, 2002. В ролях: Леонардо Ди Каприо, Дэниел Дэй-Льюис, Камерон Диаз), который переносит нас в середину XIX века в Нью-Йорк. Прежде чем этот город стал символом власти и богатства, местом, где родилась «американская мечта», он был совсем другим городом. В его темных и диких трущобах зарождался мир безжалостных банд. Процветали вымогательство, нелегальный бизнес, мошенничество, обыденностью были убийства. На улицах царили жестокость, нетерпимость и страх. И вот на этом фоне разворачивается история Амстердама (Ди Каприо) — сына зверски убитого предводителя банды ирландцев. Ему удалось спастись, и вот спустя 16 лет он возвращается в родные кварталы, что отомстить убийце отца, ставшему королем преступного мира... По большому счету, фильм Скорсезе не оправдал ожиданий, хотя и имел большую кассу в мировом прокате (190,3 миллиона долларов), получил «Золотые глобусы» за режиссуру и лучшую оригинальную песню и 10 номинаций на «Оскара». Многое в этой картине, претендующей на эпическую философско-поэтическую сагу о войне этнических бандитских группировок, неубедительно, натужно, громоздко, но безусловно и то, что самых высоких оценок заслуживает Дэниел Дэй-Льюис, сыгравший колоритную роль могущественного вождя одной из банд.
В криминальной драме «Клуб «Коттон» (СТС, 29 декабря, 1.45. США, 1984) Фрэнсис Форд Коппола вновь пересматривает свое отношение к гангстерской романтике. После «Крестного отца» это один из лучших его фильмов. Место действия — Нью-Йорк, Гарлем. В знаменитом ночном клубе «Коттон» собираются самые знаменитые гангстеры и самые шикарные женщины, здесь играют лучшие джазмены и отбивают чечетку виртуозы степа. Трубач Дикси Дуайер (Ричард Гир) вместе с другими музыкантами каждый вечер смотрит на прожигателей жизни со сцены. Но когда он спасает жизнь одному из них, в его же собственной судьбе совершается головокружительное па. В знак благодарности гангстер зачисляет его в свою свиту — приглядывать за любовницей, красавицей Верой (Дайана Лэйн). Он и приглядывает, играя в клубе свой волшебный джаз, пытаясь ни во что не вмешиваться. Но можно ли оставаться просто артистом, если работаешь за грязные деньги?.. В картине засветились два начинающих актера, в будущем ставшие суперзвездами, — Николас Кейдж и Лоуренс Фишберн (Морфеус из «Матрицы»). Причем оба на тот момент уже работали с Копполой в «Бойцовой рыбке», а Фишберн — еще и в «Апокалипсисе...».
Уже своим полнометражным дебютом «Отпуск без конца» (СТС, 29 декабря, 3.45. США, 1980. В ролях: Ричард Боз, Рут Болтон, Сара Драйвер, Джон Лури, Крис Паркер) режиссер и автор сценария Джим Джармуш заявил о себе как о зрелом мастере со своим неповторимым почерком и своим видением мира. Картина посвящена юному жителю Манхэттена, оказавшемуся без крыши над головой и средств к существованию. Ее особенность — в причудливом сочетании действительных и вымышленных событий. Некоторые диалоги представляют собой реальные беседы режиссера и актера, записанные на магнитофон. Два с половиной дня главный герой бездельничает, дурачится, встречает множество колоритных персонажей и мечтает походить на своего однофамильца — великого джазмена Чарли Паркера.
По-своему интересна и романтическая комедия «Братья-соперники» («ТВ Центр», 29 декабря, 0.45. Австралия, 2003. В ролях: Джованни Рибизи, Адам Гарсиа, Амелия Уорнер, Сильвия де Сантис, Барри Отто). Именитый сценарист Джэн Сарди (номинация на «Оскара» за «Блеск») решил, что только сам он сможет достойно перенести на экран свои ностальгические воспоминания о мельбурнском пригороде, где жили выходцы из Италии, и с помощью оператора Эндрю Лесни, оскаровского лауреата, это ему удалось. Это история крайне неуверенного в себе австралийца, который в далекие 50-е годы послал в Италию вместо своей собственной фотографию брата-красавца, чтобы приманить потенциальную невесту. Юная красавица заочно влюбилась и приехала... «Это фильм о двух вещах в жизни, без которых невозможно жить, — о любви и кофе! — говорит Джэн Сарди. — Но он также рассказывает о верности и различных типах любви — в данном случае в противоположность любви романтической о братской любви, которая может оказаться сильнее. Столкновение этих двух типов любви создает неразбериху — путаницу, лежащую в основе сюжета».
В самый пик предновогодних кулинарных забот нам предлагают посмотреть отмеченную премией «Оскар» за операторскую работу классическую музыкальную мелодраму Жюльена Дювивье «Большой вальс» («Культура», 31 декабря, 18.45. США, 1938) о короле венского вальса Иоганне Штраусе. Картина знакомит не только с его бессмертными мелодиями, реальными фактами из его жизни, но и с вымышленной историей его любви. Австрийский композитор Иоганн Штраус был женатым человеком, когда увлекся оперной певицей Карлой Доннер, очаровательной женщиной. Жена композитора сидела дома, пока он и Карла катались в открытой карете, пока рождались «Сказки Венского леса». Между тем приближался день, когда муж и жена Штраусы должны быть представлены императору Францу Иосифу... Картина вошла в историю мирового кино как уникальный случай: впервые главным героем музыкально-биографического фильма стал не сам композитор, а его музыка — Дмитрий Темкин блистательно обработал вальсы и польки, а также фрагменты оперетт Штрауса. Прекрасно сыграла одну из главных ролей выдающаяся певица Милица Корьюс, которая, кажется, больше не снималась в кино.
Геннадий Белостоцкий