«Кавказский пленник. Сергей Бодров-младший» на «России»
С невольным трепетом ожидал я фильма «Кавказский пленник. Сергей Бодров-младший», что должен был выйти в самой популярной документальной линейке на канале «Россия». Зная не слишком здоровую тенденцию наших телевизионщиков к закладыванию перстов в душевные, а то и физические раны известных персон, а также поминутное смакование последних 24 часов уходящей жизни, название — «Кавказский пленник» — внушало опасения. Которые ничуть не оправдались, напротив, создателей фильма (генеральный продюсер — Алексей Куренков, авторы — Ирина Иващенко, Елена Родригез, при содействии Виолетты Ничковой, режиссер — Алексей Тихомиров) можно было слегка упрекнуть не то чтобы в апологетике, но в излишнем пафосе. Зрителю была представлена совершено «залакированная» картина, состоящая практически полностью из положительных зарисовок. Почтительный и вежливый сын, отменный студент, великолепный историк, совершенный семьянин. И конечно же, замечательный актер, выдающийся телеведущий и великолепный режиссер.
Я ничуть не сомневаюсь, что это все правда: Бодров-младший — это редкий случай соответствия внутренних качеств стилю жизни и даже внешности. Не оттого ли его кинематографический двойник Данила Багров производил столь двойственное и оттого сильное впечатление. Особенно когда во имя «святого добра» совершал откровенно криминальные действия — пулял в лицо из самодельного самострела афроамериканскому торговцу оружием или, как в компьютерной «стрелялке» Quake, мочил всех попадавшихся ему на пути, не разбираясь, виноват или нет.
Но вернемся к образу, воспроизведенному авторами «Кавказского пленника». Психика современного телезрителя устроена так, что чем больше ему говоришь о человеке хорошего, приводя все возможные задокументированные аргументы и свидетельства, тем меньше зритель в это верит. Он начинает искать «проплаченность», начинает сомневаться в объективнейших данных и в конце концов с негодованием выключает свой телевизор. Даже у меня при всем изначальном положительном отношении к герою фильма зашевелился некий червячок.
Особенно когда речь шла о том, что Сергей всего добивался своим путем. Опять же не сомневаюсь, что он был талантливой личностью, но мир кино, да и «Останкино» тоже, отличается жесткостью и нелюбовью с чужакам. А Сергей Бодров-старший (которого в фильме все время именуют именно так) имел немалый вес и в советские, и в перестроечные времена. Источники финансирования у него всегда находились, да и со съемками в Европе, например, никогда проблем не возникало. А Бодров-младший, при всей своей креативности, явно не отличался полезным для режиссера и продюсера умением «пробивать» бюджеты и находить спонсоров.
Ничего не могу сказать про то, что старший младшему протекцию составлял, но так уж устроен окружающий наш мир, что как куда ни глянешь — везде в первых рядах наследники известных фамилий. И как-то все у них лучше и быстрее получается — что кино снять, что выставку устроить. Даже когда они в духовность уходят — возрождают ее не где-нибудь в тверских лесах или славном городе Алатыре, а в Москве, на Софийской набережной, например.
Особое внимание к теме заметно даже по титрам — проект курируют непоследние люди на канале «Россия». Виолетта Ничкова — та вообще документальной редакцией заведует и отвечает за важнейшие проекты.
Если бы счистить глянец с «Кавказского пленника», то фильм было бы смотреть весьма приятно. Богатый иллюстративный ряд — благо и фильмы, где играл Бодров-младший под рукой, и снимали его с детства немало. Хотя по этическим соображениям вся семья отказалась принимать участие в создании фильма, нашлись детские фото, и любительские ленты, и рабочие материалы со съемки. Лишь почему-то в фильм не вошли эфиры «Взгляда», хотя об этом так много говорилось.
О «своем» Сереже Бодрове говорили с неподдельной любовью и нежностью Татьяна Догилева и Олег Меньшиков, Виктор Сухоруков и Сандрин Боннэр — его партнер по фильму «Восток — Запад». Видно было, что зловещий ледник в ущелье Кармадон прошелся и по их судьбе.
Фильм снят в уютном, несколько старомодном «линейном» формате, когда история жизни рассказывается подробно начиная с детсадовских времен. Но как часто получается, главные жизненные переломы остались «за кадром». На редкость мало сказано о культовых «Братьях», после которых у Сергея Бодрова-младшего началась совсем другая жизнь. Не та, которую он и его близкие тщательно выстраивали с детства, а чужая жизнь лихого парня Данилы Багрова со своими правилами и «правдами». Которая мистическим образом привела его под немыслимый катаклизм, когда в ночь с 20 на 21 сентября 2002 года миллионы тонн тысячелетнего льда вдруг безостановочно пошли вниз, накрыв его, съемочную группу фильма «Связной» и еще 80 поселян в Кармадонском ущелье.
Иван Свиблов
На фото: С. Бодров-младший в фильме «Медвежий поцелуй»