Променад-спектакль в Петровском путевом дворце
Ушедший 2023 год – год 150-летия со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943) – был отмечен чередой всевозможных музыкальных событий и приношений: пройти мимо значимой для русской культуры даты было просто невозможно! Богатым спектром памятных мероприятий в 2023 году была отмечена и музыкальная жизнь Москвы, но – словно недостающий финальный аккорд – академически строгое «белое» пространство залов Петровского путевого дворца вдруг неожиданно стало местом необычной во всех отношениях инновационной премьеры иммерсивного формата – спектакля-променада под названием «Две жизни Рахманинова».
Для меломанов и театралов данная локация нова, хотя вряд ли незнакома. Парадный фасад давно отреставрированного и сияющего своей первозданной красотой Петровского путевого дворца смотрит на бывший Петербургский тракт (нынешний Ленинградский проспект), и до места легко добраться на метро («Петровский парк» или «Динамо»). Между тем, в дни премьеры 15 и 16 декабря преодоление снежной «целины» на подходах к месту события оказалось еще тем незапланированным экстримом! Но как бы то ни было, одной из трех троп, связанных с двумя – согласно названию проекта – жизнями Рахманинова, рецензенту пройти довелось, и далее – речь о впечатлениях второго премьерного дня.
В этом спектакле-променаде зрителям, включенным в состав одной из трех групп, предлагается путешествие во времени по одной из трех сюжетных троп, каждая из которых дает возможность взглянуть на личность композитора с разных ракурсов – взглядом его отца Василия Рахманинова, взглядом его матери Любови Рахманиновой и взглядом самогó Сергея Рахманинова. Общие для трех групп зрителей – лишь начальная сцена «в семейной библиотеке Рахманиновых» и грандиозный аллегорический финал-апофеоз под куполом центрального зала, так что из-за параллельности и единовременности развития трех линий пройти все три тропы за один променад-сеанс невозможно в принципе. Это несомненная «изюминка» проекта, но это рождает и вполне естественное недоумение, даже, если хотите, легкое разочарование, ведь при этом что-то неизбежно должно остаться за кадром…
Но когда пройдешь одной из троп – а ваш покорный слуга прошел по тропе Василия Рахманинова, – понимаешь, что за два часа, создающих живую иллюзию погружения в прошлое, успеваешь впитать не так уж и мало! Понимаешь, что сама форма погружения в музыкально-историческое действо, хотя взгляды на такое ноу-хау, конечно же, непременно вызовут неизбежные споры, как раз и есть то, чем этот променад не может не захватить на уровне безотчетного подсознания. И это променад в полном смысле слова, ведь билета с номером кресла в зрительном зале он не предполагает… Относиться к самóй форме этого действа можно по-разному, но насколько изобретательно и стильно всё придумано!
В драматургическом аспекте пьеса выстроена интригующе и увлекательно, и мысли, почерпнутые из зрительской программки, для широкой публики, впервые прикоснувшейся к миру Рахманинова, и вправду могут стать «руководством к дальнейшему действию»: «В рамках тропы, которую ведет Василий Рахманинов, зрители посетят восемь локаций, сюжет которых связан с яркими событиями в жизни композитора. Сцены расположены не в хронологическом, а в смысловом порядке. Зрители могут самостоятельно собрать из них пазл, а при посещении других троп дополнить его недостающими альтернативными картинами. Эта тропа – диалог с сыном, который в жизни так и не состоялся, попытка разгадать путь композитора через дружбу и курьезные случаи в его жизни и биографии, через богемные и порой комичные сцены».
Раскладка упомянутых восьми сцен на сюжетной тропе Василия Рахманинова такова: «Начало», «Премьера “Алеко”», «Увольнение», «Гримерка Рахманинова и Шаляпина», «Тайный брак», «Два прощания», «Сеанс гипноза у доктора Даля» и «Финал». Смысл ряда заголовков абсолютно прозрачен, а смысл каких-то проясняется по ходу променада, но в любом случае упрекнуть себя в спойлерстве не дадим. Надо непременно пройти одной из троп собственными ногами, настроив себя не на созерцание в «лорнет» из зрительской ложи, а на активное перемещение вслед за проводником – в данном случае за Василием Рахманиновым – по этажам и залам Петровского путевого дворца. А возникнет желание дополнить пазл Рахманинова сценами из других троп или нет, зависит, понятно, от степени личной погруженности конкретного зрителя в тему жизни и творчества русского гения.
Просветительская и дидактическая значимость этого премьерного проекта очевидна. Он реализован с использованием гранта Российского фонда культуры, и его организатором стал «Москонцерт». У штурвала творческой команды оказалась Мария Тихонова, главный режиссер «Москонцерта», автор пьесы и режиссер-постановщик. Вокруг своего штурмана, уверенно продумавшего и проведшего всё действо через музыкально-драматургические и психологические подводные рифы, объединились режиссеры Полина Шахова и Вадим Летунов, художник-постановщик Ирина Сид и художник по костюмам Ольга Сид, а также хореограф-постановщик Валерия Мигалина и хореограф Иван Межевикин.
В творческую команду вошли также художник по свету Антон Гордиенко, художники-технологи Александра Тончева и Анна Тиханушкина, и всё же главную армию участников проекта (с учетом того, что иммерсивное действо параллельно развивается по трем тропам) составили артисты драматического, вокального и танцевально-пластического амплуа. В таком многоплановом театрализованном шоу артистические «раздвоения» были, конечно же, неизбежны, и в финале проекта, собирающем все его тропы воедино, встретились сразу семь артистических ипостасей композитора. Это Сергей Рахманинов в детстве, с появления которого для всех трех групп зрителей путешествие начинается, и шесть его воплощений во взрослой жизни, преломленной через призму музыкального творчества.
Перечислить весь ансамбль – задача неблагодарная. Но сила этого проекта – именно в его ансамблевости, в безупречной разыгранности как по нотам, в гармонии всех его сюжетных пластов, визуального ряда и драматургии. Постановочно-артистический альянс единомышленников сложился невероятно большой – огромный! И альянс, представивший феномен Рахманинова через мгновения истории в окружении его семьи, друзей и коллег по искусству состоялся! Исторический музыкальный фон эпохи композитора проступает в спектакле в живом звучании его фортепианных опусов, романсов и оперных арий в сопровождении фортепиано, и действо на трех сюжетных тропах, разыгрываемое в девяти пространствах Петровского путевого дворца, вбирает в себя в общей сложности одиннадцать оригинальных сцен. А какую из троп выберете вы, зависит только от вас…
Две жизни Рахманинова – жизнь композитора-гения и жизнь индивида в непростом социуме чувств и внешних эпохальных потрясений, творческая судьба художника и порой неразрешимые драматические коллизии, сокрушающие внутреннюю вселенную простого человека – сильного, но такого ранимого… Режиссерская погруженность в исторические факты и биографические аспекты композитора несомненна, но спектакль-променад – на тропе Василия Рахманинова, по крайней мере, это именно так – психологически сложные, многогранные миры Рахманинова раскрывает исключительно на русской почве, оставляя эмиграцию композитора за скобками. Исконная глубинная русскость и приверженность идеям русского психологического театра – это главное поле и главный вектор проекта.
Если говорить о его квинтэссенции, то – снова вычитываем зрительскую программку – центральный конфликт выражен в несовместимости разных эпох: смена времени и образа жизни, стилистическое обновление и новые взгляды на музыку приводят к кризису существования гения внутри хаотичного мира. Именно об этом спектакль, и теперь после его премьеры возможность почувствовать это вновь непосредственным погружением в театральную реку времени публика сможет 28 и 29 февраля, 31 марта и 1 апреля. Из анонсированных дат последняя 1 апреля (20 марта по старому стилю) приходится на 151-й день рождения композитора. Уникальный инновационный проект, в котором задействована целая армия постановщиков, драматических актеров, академических певцов, музыкантов и артистов танцевально-пластического жанра, собирать каждый раз воедино вовсе не просто, так что – словами известного героя известной оперы Чайковского – «ловите миг удачи»!
Фото Людмилы Сафоновой предоставлены пресс-службой «Москонцерта»
Быть в курсе новостей интернета, технологий и науки вам поможет наш сайт. Среди прочего, у нас размещены обзоры компьютерных гаджетов (читать подробнее): ноутбуков, планшетов, смартфонов.