«Давайте потанцуем» Питера Челсома
Сюжет очень неплохо прошедшего в американском прокате и скоро выходящего у нас фильма Питера Челсома «Давайте потанцуем» практически полностью исчерпывается названием. Как и «Грязные танцы», и «Бриолин», и множество голливудских сентиментальных мюзиклов со степом, диско или даже балетом, он в основном следует банальной схеме. Кто-нибудь почему-нибудь вдруг начинает чему-нибудь учиться — в данном случае вальсу, румбе, самбе, фокстроту и танго — и сначала выглядит нелепо, а потом привыкает. Постепенно фокстроты меняют его жизнь, и она торжествует во всем блеске музыки, светомузыки, фраков и бальных платьев. Все красиво, кинематографично, изъедено молью с 30-х годов прошлого столетия и не претендует ни на какой статус, кроме «коммерческой поделки».
Но фильм Питера Челсома, в свою очередь, не исчерпывается сюжетом. «Давайте потанцуем» — американизированная версия японской мелодрамы, ставшей в своей стране прокатным хитом, а японцы с их уникальным мировоззрением не склонны в принципе исходить из голливудских схем. Они думают по-другому и большое внимание уделяют тысяче мелочей: кто именно учится танцевать, почему именно ему это вдруг пришло в голову, как именно жизнь меняется и что является торжеством. И когда сценаристка Одри Уэллс приспосабливала японскую мелодраму к американской действительности, она сделала акцент не на банальном сходстве со старыми сентиментальными мюзиклами, а строго на различии. Этот ход напоминает изобретенную русскими водку «Smirnoff», не так давно вернувшуюся к нам из Америки в усовершенствованном виде. Продукт двойной переработки, что далеко не всегда значит полный и заведомый провал.
Ричард Гир, закономерный в главной роли после чечетки «Чикаго», играет сегодняшнего немолодого, вполне благополучного и тоже чикагского юриста с прекрасной женой (Сьюзен Сарэндон), двумя прекрасными детьми, уютным домом и собакой для полного счастья. Но всякий раз он едет домой на метро (это быстрее, чем на машине), после того как опять составлял чье-то завещание. Сидит в углу, смотрит в окно. Безнадежность обыденности не скрасить никаким внешним благополучием. И когда его взгляд из вагона каждый день начинает падать на одну и ту же женскую фигуру (Дженнифер Лопес) в темном окне рядом с вывеской «Школа танцев», дальнейшая логика происходящего уже, очевидно, связана не с ура-голливудской схемой, а с этим незамутненным и вполне отчаянным взглядом.
В фильме будут затем, конечно, юмор первых неуклюжих попыток перемениться, застенчивость и скрытность, традиционно радующий пластический прогресс, забавная путаница вплоть до детективного расследования и в конце концов — фраки, оборки, лакированная обувь на вощеном паркете. Но в фильме не будет ни адюльтера, ни ограниченности чечеткой — никакой скуки и пошлости. Он в принципе «с танцами», но не «про танцы». Как ни странно, «Давайте потанцуем» — про то, как в жизни вести себя интеллигентно, как всегда чувствовать партнера. Вальсы тут — только метафора, как были метафорой известные слова актрисы Ольги Андровской об искусстве: «Поднимаясь по лестнице, старайтесь не стучать каблуками».
Ничуть не уступают отточенности танцевальных па (блестяще, кстати сказать, исполненных Гиром, Лопез, комедианткой Лизой Энн Уолтер и дебютантом Омаром Миллером) тонкости и подробности социальных, семейных, меняющихся и возникающих отношений. Главный герой дошел до той черты, когда способен по собственному желанию «выпасть из гнезда». Это не значит сбежать, изменить, отказаться от ответственности, не заплатить по счетам. Это значит ровно «выпасть из своего гнезда», обновиться и здесь и сейчас разобраться с самим собой. Помимо того, что Гир оказался в данной ситуации на редкость интеллигентным актером, масса смешных и трогательных деталей сопровождает существование всех экранных персонажей. Маленькая железная фляжка в шкафчике старой учительницы танцев, и как она регулярно делает глоточек. Парик Стэнли Туччи, и как в финале отбрита стервозная сотрудница. Роскошные бедра Лизы Энн Уолтер, и действительно как замечательно они все учились квикстепу.
Неамериканскую публику должна несколько шокировать программная бестактность, принятая, оказывается, в американском быту. Та страна физиологичней, грубей. Кроме того, патологически серьезное выражение лица Дженнифер Лопез еще не делает из нее умную актрису. Хотя движется секс-бомба хорошо, идеальный актерский ансамбль несколько нарушает. Тем не менее безнадежная обыденность в «Давайте потанцуем» преображается в радость жизни ненатужно, нетеатрально. Это не тридевятое царство, но вполне узнаваемая реальность. Фильм задает очень достойный уровень игры, развлечения, «коммерческой поделки», решительно несхожий с «две шаги налево, две шаги направо, шаг вперед и две назад». Несхожий примерно так же, как дочь Вандербильта и новые русские олигархи.
Екатерина Тарханова