«Реквием» как Воскресение

«Русская филармония» — 200-летию Верди

Дмитрий Юровский

Нынешний сезон Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» открыл концертом в Большом зале консерватории еще в конце сентября. В этот день свое законное место за дирижерским пультом Дмитрий Юровский, художественный руководитель и главный дирижер этого коллектива, уступил коллеге из Японии Казуки Ямаде: карьера этого молодого маэстро сейчас развивается столь стремительно, что с прошлого сезона он стал главным приглашенным дирижером Оркестра Романской Швейцарии.

Сам же Дмитрий Юровский, обремененный обязанностями художественного руководителя и главного дирижера Фламандской оперы, после премьерной серии в Антверпене оперы Вагнера «Тристан и Изольда», свой первый в этом сезоне концерт с «Русской филармонией» провел в Светлановском зале Дома музыки: в день рождения Верди 10 октября здесь прозвучал знаменитый «Реквием» композитора.

На самом деле, дирижеры, имена которых были названы, — ровесники: обоим нет еще и тридцати пяти.

И всё же характеристика «молодой» по отношению к Дмитрию Юровскому давно уже воспринимается как некий анахронизм, ибо на сегодняшний день он вырос в весьма серьезного и вдумчивого мастера, большого художника и зрелого музыканта со своим собственным «авторским» стилем и потрясающим интерпретационным чутьем.

И если говорить о том, что же стало наиболее существенным и важным в жизни маэстро за последние годы, так это то, что «Русскую филармонию», коллектив, который он называет своим «родным домом», за два прошедших сезона ему удалось вывести на качественно новый виток профессионального роста.

Маэстро вдохнул в него новую творческую жизнь, дал музыкантам возможность по-настоящему почувствовать раскрепощенную, пьянящую свободу подлинно живого, созидательного процесса рождения музыки.

Возглавив оркестр, Дмитрий Юровский весьма пристально подошел к формированию афиши, сочетая в ней и популярные опусы, и те, что еще не были в репертуаре коллектива, но которые просто необходимы оркестру для его дальнейшего профессионального развития, для того, чтобы музыканты, преодолевая исполнительские трудности, с каждым разом всё увереннее и увереннее могли бы осознавать себя тем самым творческим целым, в недрах которого лишь и могут вызревать необратимые качественные изменения.

Так, незабываемая и по сей день интерпретация «Весны священной» Стравинского, сыгранной «Русской филармонией» и Дмитрием Юровским в прошлом сезоне, на пути творческой самоидентификации коллектива стала одной из чрезвычайно важных креативных вех.

В год Вагнера и Верди с монументальным симфонизмом первого композитора маэстро решил несколько повременить,

хотя Вагнер, как дирижер заметил на пресс-конференции за день до обсуждаемого концерта, несомненно, – один из тех композиторов, который должен быть в репертуаре оркестра. И его время обязательно настанет.

На сей же раз, в качестве посвящения Верди, выбор на его «Реквием» пал неслучайно. Парадоксально, но этот опус, хотя и создан был по канонам заупокойной католической мессы, является едва ли не самым лучшим… оперным произведением композитора с грандиозными хорами, мелодически яркими ансамблями и множеством развернутых сольных вокальных эпизодов. По словам маэстро,

традиция исполнять «Реквием» Верди именно в день его рождения и по сей день существует в «вердиевском регионе» Италии — в Парме и Милане,

и в год 200-летия со дня рождения композитора к ней решила присоединиться и «Русская филармония».

В прошлом сезоне коллектив под руководством Дмитрия Юровского принял участие в театрализованном проекте в Государственном Кремлевском Дворце, который также назывался «Реквием» Верди, но каноническая последовательность исполнения его частей режиссером этого костюмного шоу с картинками-проекциями была волюнтаристски нарушена, так что впечатление от всего услышанного и увиденного в тот вечер создалось весьма странное.

На этот раз под сводом Светлановского зала Дома музыки гениальная партитура Верди ожила под взмахом рук признанного мастера во всем своем великолепии и психологической многокрасочности.

С точки зрения баланса и взаимодействия групп инструментов, солистов и хора (Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова п/р Геннадия Дмитряка)

величественная ткань этой партитуры — музыкально прочная, драматически выразительная, но при этом изысканно тонкая и рафинированная — была соткана дирижером превосходно.

В консолидирующе чувственном «кружеве» оркестра звучание солистов и хора предстало до мельчайших нюансов выверенным, завораживающе ярким и динамичным.

В гармонию стиля и академичность интерпретации прекрасные голоса Любови Стучевской (сопрано) и Агунды Кулаевой (меццо-сопрано) вплелись наиболее эффектно. Мужские голоса – тенор Сергей Балашов и бас Александр Телига – впечатлили менее: самую малость им всё же не хватило технического куража и артистического драйва.

В день рождения Верди его бессмертный «Реквием» звучал как Воскресение души композитора в наших слушательских душах, рождая «истинную музыку высших сфер».

В ней ощущались и возвышенная скорбь, и просветленный катарсис, и – через философию смерти – Вечная радость Бытия. Музыка Верди властно наполняла его Вечным светом…

реклама

вам может быть интересно

Моцарт и сегодня Классическая музыка