Хотя пришедший полгода назад на пост генерального директора Большого театра России Владимир Урин и обещал сохранить полученную команду в целостности и сохранности, только наивный мог подумать, что кадровых перестановок не будет: старая русская поговорка «новая метла — по-новому метёт» пока ещё остаётся в силе. Возможно, действительно Урин и не собирался делать революций, кардинальных чисток — по крайней мере, поначалу. Но наши намерения — это только наши намерения, а жизнь многое корректирует без нашего участия.
Не считая изгнания из театра всякого рода «мелких сошек» и прилипал к оперному процессу, настоящий гром грянул под Новый 2014 год.
В декабре всего за две недели до премьеры «Дона Карлоса» «психанул» тогдашний главный дирижёр Большого Василий Синайский
— не сработался с новым директором и покинул «тонущий корабль» накануне ответственного спектакля. Найти нового главного — прославленного, знаменитого, мастеровитого — посреди сезона, когда все контрактные обязательства расписаны на годы вперёд, дело почти безнадёжное.
Однако Урин нашёл — им стал 37-летний маэстро Туган Сохиев.
Переговоры с ним об участии в постановках театра новый гендиректор вёл сразу с того момента, как занял свой пост; впрочем, не с ним одним. Когда возник форс-мажор с позицией главного, эти переговоры оказались как нельзя кстати. Видимо, несмотря на занятость в двух оркестрах (в Тулузе и Берлине прежде всего) и массу других контрактов, Сохиев оказался самым свободным и согласился на весьма ответственный, если не сказать коварный пост, на котором в буквальном смысле слова «горели» многие и многие.
Туган Сохиев — выпускник Петербургской консерватории,
питомец знаменитого профессионального семейства «мусинцев». Правда, у патриарха отечественной дирижёрской школы Сохиев учился только три года, а заканчивал уже у Темирканова — не менее великого представителя знаменитого профессионального клана.
Ещё одно важное имя в карьере Сохиева — Валерий Гергиев,
земляк молодого дирижёра и его мэтр на протяжении двенадцати лет работы Сохиева в Мариинском театре. Несмотря на молодость и включенность главным образом в симфоническое дирижирование, опыт руководства оперными спектаклями у него немалый — и в России, и за рубежом.
Сегодня состоялась пресс-конференция в Большом, где Владимир Урин представил Сохиева в новом качестве. Формально в эту должность он вступает с 1 февраля (контракт на четыре года — до 31 января 2018-го), а реально начнёт заниматься делами в театре только с сентября этого года. Его контрактные обязательства в Тулузе и Берлине истекают в 2016 году, но
Сохиев клятвенно заверил собравшихся журналистов, что его основное место работы теперь здесь, в Москве,
и он намерен кардинальным образом сократить свои обязательства в других местах.
На пресс-конференции было высказано много дипломатически уклончивых декларативных заявлений, по которым понять что-либо определённое в творческих планах нового музрука Большого было абсолютно невозможно. Владимир Урин говорил о близости художественных позиций, взглядов на оперный процесс между ним и г-ном Сохиевым, и
вполне определённо последний высказался только относительно пресловутой «режоперы»,
заявив, что задача любого дирижёра, а тем более музыкального руководителя театра — защищать партитуры великих произведений «не только от режиссёров, но и от любых других вредителей».
Отрадное заявление — надеемся, этому кредо новый главный дирижёр будет верен все четыре года исполнения своих контрактных обязательств.
На фото: Туган Сохиев. Автор — Marco Borggreve