Наши отечественные звукозаписывающие фирмы пока еще не склонны выпускать монументальные издания, предоставляя эту деятельность зарубежным коллегам. Тем неожиданнее появление альбома почти кубической формы, заключающего в себе аж десять компакт-дисков. Интеллигентно оформленные серо-перламутровые обложки представляют исторические виды Петербурга главным образом пушкинских времен. Альбом выпущен IMA Group к 300-летию города и называется «Великие исполнители Северной Пальмиры. Из сокровищницы музыкального наследия Санкт-Петербурга — Ленинграда».
Здесь нет Мравинского и нет Мариинского/Кировского театра. Из музыкальной сокровищницы выбрано преимущественно то, что находится не на самом виду, в том числе настоящие раритеты. В общей сложности представлено восемь музыкантов: дирижеры Карл Элиасберг (два диска), Николай Рабинович и Александр Гаук, пианисты Надежда Голубовская, Мария Юдина и Владимир Софроницкий, скрипач Мирон Полякин (два диска) и виолончелист Даниил Шафран.
Все записи относятся к 1936 — 1964 годам, подавляющее большинство сделано в 1950-е годы. Из одиннадцати часов музыки на долгоиграющих пластинках выходило менее половины, многие записи прежде были доступны лишь на пластинках на 78 оборотов. Кое-что — например, записи Голубовской — не издавалось вообще никогда. Все они любовно отреставрированы в Музее им. Глинки. Впрочем, некоторые шероховатости сохранены специально, а такие дефекты, как неравноценная запись солиста и оркестра в концертах, и в принципе неустранимы. Тщетно искать за этим впечатляющим собранием дисков некую могучую организацию, отвечающую за сохранение отечественного музыкально-исполнительского наследия, альбом появился на свет по личной инициативе его составителя Алексея Трифонова.
В сочетании исполнительских имен немало любопытного. Если Элиасберг — имя для Ленинграда знаковое, а Голубовская всю жизнь была связана с Санкт-Петербургской/Ленинградской консерваторией, то Полякин, Софроницкий, Юдина, не говоря о Шафране, раньше или позже перебрались в Москву, и все представленные записи сделаны ими уже в «московский» период! Соответственно и выступают они преимущественно в ансамблях с московскими музыкантами.
Вырисовывается небезынтересный сюжет о путешествии петербургской исполнительской школы в Москву. Хотя, может быть, логичнее было бы представить куда более раритетные ранние записи тех же музыкантов, сделанные еще во время их пребывания в Питере. Ряд программ составлен так, как можно позволить себе лишь в большой антологии. Мыслимо ли, чтобы в какой-нибудь коммерческой серии появился диск Гаука с такими непопулярными произведениями, как Семнадцатая и Восемнадцатая симфонии Мясковского или диск Юдиной с фортепианными квартетом и квинтетом Танеева?
Элиасберг представлен мудрой интерпретацией Седьмой симфонии Шостаковича (запись 1964 года) и Четвертой симфонии Малера с солирующей Наталией Рождественской. Рабинович, помимо Двадцать пятой симфонии Моцарта и музыки Шостаковича к «Гамлету», дирижирует уникальной мини-антологией увертюр Берлиоза («Король Лир», «Уэверли» и «Корсар»). На диске Шафрана среди прочего выделяется поистине классическая запись сонаты Рахманинова в ансамбле с Яковом Флиером.
Диск Голубовской с ее абсолютно неизвестными клавесинными записями Генделя, Рамо, Дандрие приводит на память давние страницы прошлого Петербургской еще консерватории, курсы «музыкальной энциклопедии» и исторические концерты. Редчайшие архивные записи Двадцать третьего концерта Моцарта и финала Четвертого концерта Бетховена изданы без указания дирижера и с условной датировкой «1936 — 1964».
Диски Полякина дают ценную возможность сравнить две интерпретации скрипачом первой части «Крейцеровой сонаты» — в ансамбле с Абрамом Дьяковым и с Генрихом Нейгаузом (в записи с Дьяковым соната уже выходила два года тому назад на диске серии «Великие скрипачи»). В записи с Нейгаузом первая часть сонаты длится на три минуты дольше, при ощущении более быстрого темпа! Отдельно записан чудный плод соавторства Бетховена и Дунаевского — каденция автора музыки «Веселых ребят» к скрипичному концерту классика, нечто феерическое по технике и лучезарно-оптимистичное по духу, наглядно демонстрирующее, как надо через борьбу идти к победе. При выпуске альбома не обошлось, к сожалению, без небрежностей: перепутаны номера двух дисков Полякина, а с Гауком и вообще случился курьез. Симфонии Мясковского он записал в 1954 году, однако в качестве дат его жизни указаны 1881 — 1950 годы (вместо 1893 — 1963)!
Почти все исполнители представлены как «легендарные». Одно из условий существования легенды — недоступность, невозможность увидеть своими глазами, услышать своими ушами. Альбом «Великие исполнители Северной Пальмиры» легенды не разрушает. Приоткрывая содержимое некоторых архивов, показывает, сколько еще на музыкальной карте Петербурга/Ленинграда остается белых пятен и сколько еще монументальных антологий можно было бы составить из не таких уж старых записей, требующих издания либо переиздания.
Анна Булычева