И опера, и балет, и оперетта…

Краснодарскому Музыкальному театру — 85!

Сегодняшнее официальное название театра-юбиляра звучит так: Музыкальный театр Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова. Свое современное здание на улице Красной, 44 он обрел лишь в 1966 году. Решение о его строительстве на месте поврежденного пожаром старого здания (когда-то бывшего кинотеатра «Колосс», затем одного из мест временного послевоенного приюта Краснодарского театра драмы им. М. Горького, а затем и Краснодарского краевого театра музкомедии) было принято 4 октября 1964 года. С момента открытия в новом здании 6 ноября 1966 года театр стал называться Краснодарским краевым театром оперетты. С 1 января 1997 года он сменил свой статус, став Музыкальным, то есть театром, в котором наряду с опереттой начали ставиться оперы и балеты. В состав Краснодарского творческого объединения «Премьера», которым руководил тогда его основатель Леонард Гатов и в которое на то время уже входил Театр балета Юрия Григоровича, Краснодарский Музыкальный театр, дополнив свое название принадлежностью к этому объединению и став одним из его творческих брендов, вошел после реконструкции в январе 2002 года.

С этого исторического момента оба самостоятельных коллектива, родственных по своей музыкально-академической специфике, дружно существуют под одной крышей. После безвременного ухода из жизни легендарного основателя «Премьеры», в 2007 году, продолжив традиции своего супруга, объединение возглавила Татьяна Гатова, под руководством которой оно весьма динамично развивается и сегодня. Именно она стала инициатором торжеств по случаю 85-летия Музыкального театра, и именно ей мы обязаны идеей проведения грандиозного гала-концерта в трех отделениях, очевидцем которого 4 октября нынешнего года довелось стать автору этих строк. Совпадение или нет, но дату юбилейного вечера от даты выхода распоряжения о строительстве ныне действующего здания театра день в день отделяют ровно 54 года! И на сию «нумерологию» ложится то, что впервые Краснодарский краевой театр музкомедии прописался по этому адресу еще в бывшем «Колоссе» именно в 1954 году, просуществовав в нём целое десятилетие!

«Листая страницы истории»

Три части юбилейного гала-вечера – «три кита» творческой деятельности нынешнего краснодарского Музыкального театра: опера, балет и оперетта (музкомедия). Третий же, но отнюдь не последний «кит» (оперетта, с которой когда-то всё и начиналось) в широком смысле подразумевает, естественно, и такой популярный сегодня народно-массовый жанр, как мюзикл. Но, прежде чем оказаться в зрительном зале, лишь конспективно проследим, что же было до появления его нынешнего современного здания, с которым он прочно стал ассоциироваться лишь со второй половины 60-х годов прошлого века. Для этого обратимся к специально подготовленному к юбилею памятному буклету-справочнику под названием «Листая страницы истории». Его автор Ирина Белова, проделавшая титаническую архивно-исследовательскую работу, – театровед и театральный критик. Но буклет – не монография, хотя чрезвычайно важный и, несомненно, нужный помощник публике, пришедшей в театр на его юбилей. Интереснейшая информация, впервые представительно собранная воедино и систематизированная по этапам становления и развития театра-юбиляра, – документ, тем не менее, довольно емкий и методично-полный. Отсчет истории Музыкального театра – 1933 год, но более ранняя веха – этап, когда бывшая частная разъездная Армавирская антреприза, пройдя в 1931 году регистрацию в Армавире как учреждение стационарного театра, становится 1-м Азовско-Черноморским краевым театром музыкальной комедии.

С января 1933 года это уже Армавирский городской театр музыкальной комедии им. А.В. Луначарского, приобретающий статус государственного (первое название театра). После образования Азовско-Черноморского края через год театр получает второе название: Азовско-Черноморская краевая музкомедия. С разделением Азовско-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край в 1937 году, театр переезжает в Краснодар, получая собственное здание на улице Красной, 120 (Северный театр, разрушенный в годы войны и оккупации) и третье свое название – Краснодарский краевой театр музкомедии. 29 июня 1941 года после окончания гастролей в Армавире театр в связи с началом войны де-факто распускается. Де-юре постановление на сей счет появляется лишь 1 августа 1942 года, а уже 12 августа в Краснодар входят немецкие войска…

Освобождение городу приносит февраль 1943 года, но перерыв в деятельности театра затягивается до 1 марта 1944 года. С этого дня Краснодарский краевой театр музкомедии, вновь созданный, но потерявший свою прежнюю площадку, при полных аншлагах сначала дает спектакли в здании бывшего клуба Блюхера, а затем – на улице Красной, 67 в бывшем клубе Потребкооперации, который за выездом в спешно приведенный в порядок «Колосс» оставляет театр драмы. Аналогичная рокировка мест обитаний двух театров, когда драма возвращается в свое восстановленное историческое здание Зимнего театра, а музкомедия перебирается в «Колосс», приходится на начало 1954 года. Новоселье на Красной, 44 в своем предпоследнем доме Краснодарский краевой театр музкомедии справляет 3 апреля 1954 года, а с обретением им по тому же адресу нынешнего здания, возведенного на месте прежнего после пожара и открытого в 1966 году, история скитаний Краснодарского краевого театра оперетты (его четвертое название), а ныне Музыкального театра (пятое название) в составе Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова, завершается. Однако новейшая история театрального созидания и творческих поисков продолжается, и ее яркие, самобытные страницы в живую летопись сегодняшнего театра вписываются на наших глазах…

За 85 лет славной истории через него прошла целая плеяда выдающихся артистов – певцов, режиссеров, дирижеров. На страницах щедро иллюстрированного буклета это нескончаемая череда портретов, образов и спектаклей, и прошлое театра – то бесценное и важное, чего рецензенту, первая встреча которого состоялась с ним лишь в 2010 году на премьере оперы Чайковского «Пиковая дама», недоставало. История – это истоки и корни, и познав их, душу сегодняшнего Музыкального театра начинаешь понимать существенно лучше! В этом театре вашего покорного слугу журналистская судьба каждый раз сводила с оперой, и «Пиковая дама» в постановке Ольги Ивановой, впервые прозвучавшая на этой сцене, дала впечатляюще мощный старт, после которого продолжение оперной линии каждый раз приносило всё новые и новые музыкально-постановочные открытия. Тренд продолжили два камерных проекта в фойе в рамках инновационного цикла «Три века оперы. Молодые – молодым». Первый – «Колокольчик» Доницетти, второй – «Медведь» Ходоша. Первый – дебют режиссера Николая Панина, второй – совместная постановка его и Ксении Репиной. Далее это были «Евгений Онегин» Чайковского, поставленный Алексеем Степанюком, и «Севильский цирюльник» Россини снова в постановке Николая Панина, сотрудничество которого с этим театром в прошлом сезоне ошеломило потрясающе зрелым, масштабно-мощным прочтением в форме музыкально-драматической композиции культового романа-эпопеи Виктора Лихоносова «Наш маленький Париж». Всё это – действительно яркие впечатления, ради которых проделать неблизкие пути из Москвы в Краснодар, несомненно, стоило! К счастью, благодаря обсуждаемому юбилейному гала-концерту, хотя бы ретроспективно, но всё же удалось сделать немало открытий как по части балета, так и по части «легких», но таких непростых жанров оперетты и мюзикла.

Ее Величество Опера…

Весьма масштабную программу оперного отделения мощным контрастным окладом обрамляют антракт к третьему акту «Лоэнгрина» Вагнера и финальный хор из «Жизни за царя» Глинки. Мечтать, что эти фундаментальные оперные полотна, особенно первое, могут войти в репертуар театра, конечно же, далеко преждевременно, но тот факт, что симфонический оркестр и хор Музыкального театра (главный хормейстер – Игорь Шведов) включают в концерты фрагменты из них, – тенденция позитивная и обнадеживающая! Тем более что опусы Вагнера и Глинки, ведóмые опытной музыкантской рукой нынешнего главного дирижера Владислава Карклина, впечатление производят очень сильное, оптимистически светлое: контрасты формы стилистически вдумчивы, а тщательно выверенное музыкальное содержание подкупает тонкой выразительностью нюансировки. В хоровом финале-апофеозе Глинки к оркестру театра присоединяется Кубанский духовой оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – Валентин Спиридонов), а место за дирижерским пультом маэстро Карклин не покидает всё первое отделение…

Два номера из «Волшебной флейты» Моцарта – дуэт Папагено и Папагены, а также знаменитая «ария мщения» Царицы ночи – на сей раз добрые предвестники будущей премьеры, которая, похоже, уже не за горами. Красочно-гротесковую экспликацию образов Папагено и Папагены берут на себя Максим Рогожкин и Марина Шульга, а визитную карточку партии Царицы ночи во всём ее колоратурном блеске и удивительно свободном парении в высокой тесситуре вручает публике молодая, недавно принятая в театр сопрано Ольга Жарикова. Единственная за весь вечер ария из русской оперы – ария Роберта из «Иоланты» Чайковского – в исполнении темпераментно-благородного баритона Владимира Кузнецова предстает страстным гимном красоте и чувственности. Но основной пласт этой части гала-вечера – опера итальянская, и, пожалуй, главная его репертуарная изюминка – финальные сцена и рондо Анджелины с хором из «Золушки» Россини. Хотя в исполнении меццо-сопрано Натальи Бызеевой, обладательницы голоса насыщенно-яркой и сочной фактуры, в аспекте стиля они всё же несколько недобирают, их искренние, светящиеся фееричностью любви и музыки интонации решительно искупают всё!

То же, с той лишь разницей, что интонации оперной героини теперь должны быть – и были – осознанно серьезны и драматичны, относится и к веристскому «хиту» Масканьи, к романсу Сантуццы из его «Сельской чести», который на волне цепляющей за душу трагической экспрессии проводит драмсопрано Наталья Кременская. Весь противоречивый спектр эмоций, всю глубину томительного, пугающего неизвестностью ожидания главной героини в свое емкое, «без слов говорящее» лирико-спинтовое звучание в центральной арии Мадам Баттерфляй из одноименной оперы Пуччини вкладывает сопрано Гюльнара Низамова. Обволакивающе-бархатистая лирико-драматическая фактура звучания сопрано Натальи Батлуковой восхищает и покоряет в рассказе Мими из «Богемы» Пуччини.

«Крепкое» (скорее драматическое, нежели лирико-драматическое) звучание сопрано Татьяны Ерёминой в первой арии Аиды из одноименной оперы Верди забирает «чеканной музыкальностью фразировки», уверенно ровным, осмысленным звуковедением. А на двух полюсах тенорового вокального исполнительства в картину общего музыкального парада свой весомый вклад вносят лирический тенор Владислав Емелин и драматический тенор Вячеслав Егоров. Один уверенно делает это в мелодично-меланхоличном, проникновенно-трогательном романсе Неморино из «Любовного напитка» Доницетти. Другой, безусловно доказывая, что у этого опытного мастера, по-прежнему есть еще порох в пороховницах, вызывает восхищение в стретте Манрико с хором из «Трубадура» Верди: к певцу словно приходит второе дыхание, и крутой высокотесситурный теноровый бастион практически без боя сдается на милость певца-победителя! Так что на этой в буквальном и переносном смысле высокой ноте мир оперы мы покидаем, чтобы погрузиться стихию балета…

Его Высочество Балет…

Точнее, как написано в программе, не балет, а «современная хореография», и ситуация на сей счет в КТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова поистине уникальная! Непреходяще-вечная классика и «неоклассика» великих легендарных балетов Юрия Григоровича, кардинально изменивших облик классического танца в XX веке, с неослабевающим год от года успехом продолжает жить на этой сцене в театре его имени. Между тем, в XXI веке Музыкальный театр вовсе не номинально, а творчески действенно и необычайно результативно дополняет сей огромный балетный пласт интереснейшими хореографическими работами своего молодого главного режиссера и балетмейстера Александра Мацко, поразительно «мягко» и точно созвучными стремительности ритмов и общему мироощущению сегодняшнего дня.

Сей талантливый художник от театра более чем за десятилетие создал на этой сцене множество знаковых для Краснодара постановок и, собственно, впервые открыл для здешней публики аффектно-терпкую, яркую и вместе с тем психологически-чувственную, интимную философию танца модерн. Ему не откажешь ни в оригинальности интеллектуально-драматургического постановочного мышления, ни в четко продуманной обстоятельности и масштабно-творческом видении пластическо-хореографической «партитуры» современного балетного спектакля, а его опусы зачастую замешаны на синкретике танцевального, драматического и вокального начал…

В том, что это действительно так, сполна убеждает второе монографическое отделение гала-вечера, эффектно-зрелищный дайджест постановок хореографа. Если внимательно присмотреться, то при всём смелом новаторстве увиденных работ, их базовые элементы, «кирпичики» новых па и движений, иногда подспудно тонко, а иногда и рельефно мощно проступающие сквозь пластику танца модерн, – субстанция, по отношению к классике преломлённая, многогранно трансформированная, но в прямой «конфликт идей» с ней не вступающая. На демократичность восприятия подобного рода хореографии, не принижая ее жанровой интеллектуальности, это как раз работает потрясающе здóрово! Особо ценно и важно, что хореограф творит не только в жанре миниатюры или одноактного – сюжетного или бессюжетного – балета (наиболее массовой формы современной хореографии), но также весьма успешно ставит и многоактные сюжетные спектакли, в числе которых можно назвать двухактные балеты «Анна Каренина (2014) и «Мастер и Маргарита» (2016).

На очереди – «Война и мир», еще один балет на сборную музыку, отыскиваемую и компонуемую хореографом драматургически контекстно, и при этом всегда поразительно адекватно образно-сюжетной проблематике. Премьера ожидается на будущий год, а пока в исполнении артистов балета мы увидели фрагмент будущего спектакля – ансамблевый пролог на музыку Пембертона к части под названием «Мир». Из «Мастера и Маргариты» были представлены три фрагмента на музыку Шнитке – «Встреча» и «Роман» (Анна Зубченко, Владимир Гулидов), а также «Бал» (Анна Зубченко, Андрей Сизоненко); из «Анны Карениной» – «Скачки» на музыку Сен-Санса (Татьяна Крюкова, Николай Фоменко) и «Венчальный дуэт Кити и Левина» на музыку Баха (Юлия Бельдекова, Михаил Лутохин). Балет – искусство мгновения и одновременно вечности, и лучше один раз увидеть, чем много потом писать об увиденном, тем более что «апофеозом» встречи с этими показательными в плане большого хореографического стиля фрагментами стало устойчиво-сильное желание увидеть оба балета полностью. И это – главное!

Две части – «Пепел» на музыку Шварца (Александр Сетин, Павел Мартынец) и «Подальше от слез» на музыку Уандера (Оксана Лызина, Владимир Гулидов и артистка Детской студии Вероника Пономаренко) – из балетного цикла «Новеллы: только о любви», а также два специальных номера – «Backstage» на музыку Тирсена (солист Театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев) и «Посвящение ушедшим актерам» на музыку Рамазановой (Александр Мацко) – в балетную часть вечера внесли особые чувственные нотки. Но наш рассказ о хореографической программе – всего лишь рассказ. А между тем Александр Мацко, режиссер-балетмейстер, поставивший весь гала-вечер в едином ключе торжественно-праздничного театрализованного шоу и в оперной, и в балетной, и в опереточной части, балетное отделение весьма эффектно выстраивает в форме масштабной многоплановой сюиты, завершающейся финальным «танц-аккордом» всех ее участников…

Ее Демократичность Оперетта…

За дирижерским пультом третьего отделения – новые маэстро (Александр Клеймёнов, Денис Ивенский и Евгений Перунов), а некоторые популярнейшие номера из этапных для Музыкального театра постановок представляются как зажигательная музыкальная феерия «с песнями и танцами» в расширенном составе солистов (с раскладкой той или иной партии на целый ансамбль голосов). А почему бы и нет? Праздник есть праздник, и в его стихии, а также в родной стихии оперетты и мюзикла, появившегося в репертуаре театра лишь в 2000-х годах как отклик на всеобщий бум в отношении этого жанра, все без исключения певцы-солисты ощущают себя свободно, легко, раскрепощенно, демонстрируя потрясающее мастерство и актерский кураж. Слушателям они несут подлинное пиршество прекрасных голосов и восхитительных мелодий, танцевать под которые хочется, даже сидя в кресле в зрительном зале!

Как вводное приветствие с участием хора, балета, детской студии (руководитель – Мариета Гречкина) и ансамбля солистов Музыкального театра – Гюльнары Низамовой, Марины Шульги, Татьяны Ерёминой и Артёма Агафонова – звучит номер-прелюдия «Вы наш гость» (музыка Менкена из мюзикла «Красавица и чудовище»). Сольные номера гала-вечера – бравурно-гротескная ария Кунигунды (Оксана Авакян) из мюзикла Бернстайна «Кандид» и бессмертная ария Мистера Икс из оперетты Кальмана «Принцесса цирка» в исполнении Владимира Генина, о котором необходимо сказать особо. С Музыкальным театром он простился, находясь в прекрасной вокальной форме, в далеком теперь уже от нас 1989 году, но пение не оставил. И по сей день – на 90-м году жизни! – он солист уникального, единственного в стране и в мире Театра ветеранов музыкальной сцены, и представленный им популярнейший хит Кальмана просто поражает, ошеломляет яркостью тембра и вокальным мастерством, царственным артистизмом и музыкальностью!

В эксцентричном коллаже из оперетты Мурадели «Москва-Париж-Москва» с участием артистов балета Музыкального театра явный фурор производит солист Московского театра оперетты Александр Каминский. С участием артистов хора и балета изумительно звучит «Swing» (Карина Петровская) из мюзикла Бернстайна «Чудесный город». Пьесы «Это я, Дон Кихот» (Владимир Кузнецов, Артём Агафонов) и «Мэтр Тенардье» (Алексей Григорьев, Виктория Лапшина) – дуэтные номера соответственно из мюзиклов «Человек из Ламанчи» М. Ли и «Отверженные» К.-М. Шёнберга (первый – с участием артистов балета, второй – артистов хора). А парным номером из оперетты предстает прелестный дуэт Яшки и Лоры (Станислав Баксараев, Марина Шульга) из «Белой акации» Дунаевского.

Хор и балет – также фигуранты двух опереточных хитов с расширенным составом певцов-солистов. Первый – «Частица чёрта в нас» из «Сильвы» («Королевы чардаша») Кальмана – предстает с участием Натальи Бызеевой, Гюльнары Низамовой, Марины Шульги, Натальи Егоровой, Татьяны Ерёминой и Натальи Батлуковой; второй – известная «Жжёнка» из «Холопки» Стрельникова – с участием Владимира Кузнецова, Владимира Булатова, Алексея Григорьева, Владислава Емелина, Максима Рогожкина и Артёма Агафонова. Номер «Друг мой» из «Принцессы цирка» Кальмана – еще одна (на сей раз в чистом виде «сольно»-вокальная) феерия, в которой заняты Анастасия Подкопаева, Оксана Авакян, Карина Петровская, Елена Семикова, Инна Разумовская и Марина Семенцова. А в финальной песне из оперетты Кальмана «Марица» участники финального отделения гала-вечера, ставя жизнерадостно-ликующую точку в его программе, соединяются в атмосфере всеобщего театрального праздника, частичку которого каждый из присутствующих в зрительном зале, несомненно, уносит в своем сердце…

Нынешний 85-й сезон краснодарского Музыкального театра – веха в творческой жизни этого коллектива чрезвычайно важная и значимая. Представленная в рамках праздничного гала-концерта экспресс-подборка связанных с его историей кинокадров, подготовленных телекомпанией «Премьера» (руководитель – Валерия Полторанина), – лишь квинтэссенция славного прошлого, вместить которое в рамки даже такого масштабного вечера абсолютно невозможно. Этот гала-концерт – не только творческий отчет, но и весомое руководство к действию, мобилизующий фактор дальнейшего развития труппы, ее творческого роста. 85-летний музыкальный фундамент коллектива – то, чем сегодняшний Музыкальный театр по праву может гордиться и с окрыляющим осознанием этого идти лишь только вперед!

Фото Татьяны Зубковой

реклама

вам может быть интересно

Страсть к парадоксам Классическая музыка