Александр Васильевич Гаук

Alexander Gauk

Дата рождения
15.08.1893
Дата смерти
30.03.1963
Профессия
Страна
СССР

Александр Васильевич Гаук / Alexander Gauk

Народный артист РСФСР (1954). В 1917 окончил Петроградскую консерваторию, в которой учился по классу фортепиано Е. P. Дауговет, композиции В. П. Калафати, Я. Витола, дирижирования Н. Н. Черепнина. Тогда же стал дирижёром петроградского Театра музыкальной драмы. В 1920-31 дирижёр Ленинградского театра оперы и балета, где в основном дирижировал балетами («Времена года» Глазунова, «Пульчинелла» Стравинского, «Красный мак» Глиэра и др.). Выступал как симфонический дирижёр. В 1930-33 главный дирижёр Ленинградской филармонии, в 1936-41 - Государственного симфонического оркестра СССР, в 1933-36 дирижёр, в 1953-62 главный дирижёр и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

В разнообразном репертуаре Гаука особое место занимали монументальные произведения. Под его управлением впервые был исполнен ряд произведений Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, А. И. Хачатуряна, Ю. А. Шапорина и других советских композиторов. Педагогическая деятельность Гаука сыграла важную роль в развитии советского дирижёрского искусства. В 1927-33 и 1946-48 преподавал в Ленинградской, в 1941-43 - Тбилисской консерваториях, в 1939-63 - Московской консерватории, с 1948 профессор. Среди учеников Гаука - Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, К. А. Симеонов, Э. П. Грикуров, Е. Ф. Светланов, Н. С. Рабинович, Е. С. Микеладзе и др.

Автор симфонии, симфониетты для струнного оркестра, увертюры, концертов с оркестром (для арфы, для фортепиано), романсов и других произведений. Инструментовал оперу «Женитьба» Мусоргского (1917), «Времена года» и 2 цикла романсов Чайковского (1942) и др. По сохранившимся оркестровым голосам восстановил 1-ю симфонию Рахманинова. Главы из воспоминаний Гаука опубликованы в сборнике "Мастерство артиста-исполнителя", М., 1972.


«Мечта о дирижировании мною владела с трехлетнего возраста»,— писал Гаук в своих воспоминаниях. И с юных лет он последовательно стремился к осуществлению этой мечты. В Петербургской консерватории Гаук занимался по классу фортепиано Ф. Блуменфельда, затем изучал композицию у В. Калафати, И. Витоля и А. Глазунова, овладевал мастерством дирижирования под руководством Н. Черепнина.

Окончив консерваторию в год Великой Октябрьской революции, Гаук начал свой трудовой путь концертмейстером Театра музыкальной драмы. А буквально через несколько дней после победы Советской власти он впервые встал за пульт, чтобы дебютировать в оперном спектакле. 1 ноября (по старому стилю) шли «Черевички» Чайковского.

Гаук стал одним из первых музыкантов, кто решил отдать свой талант на службу народу. В суровые годы гражданской войны он в составе артистической бригады выступал перед бойцами Красной Армии, а в середине двадцатых годов вместе с ленинградским филармоническим оркестром выезжал на Свирьстрой, в Павловск и Сестрорецк. Так открывались перед новой аудиторией сокровища мировой культуры.

Важную роль в творческом становлении артиста сыграли годы, когда он возглавлял оркестр Ленинградской филармонии (1931—1533). Этот коллектив Гаук называл «своим учителем». Но здесь происходило взаимное обогащение — Гауку принадлежит важная заслуга з совершенствовании оркестра, завоевавшего впоследствии мировую известность. Почти одновременно развивалась театральная деятельность музыканта. Будучи главным балетным дирижером Театра оперы и балета (б. Мариинского), он среди других произведений представил аудитории образцы молодой советской хореографии— «Красный вихрь» В. Дешевова (1924), «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931) Д. Шостаковича.

В 1933 году Гаук переезжает в Москву и до 1936 года работает главным дирижером Всесоюзного радио. Еще более укрепляются его связи с советскими композиторами. «В те годы, — пишет он, — начинался очень увлекательный, кипучий и плодотворный период истории советской музыки... Особую роль в музыкальной жизни играл Николай Яковлевич Мясковский... Мне пришлось часто встречаться с Николаем Яковлевичем, я с любовью дирижировал большинством написанных им симфоний».

И в дальнейшем, возглавив Государственный симфонический оркестр Союза ССР (1936—1941), Гаук наряду с классической музыкой часто включает в свои программы сочинения советских авторов. Ему доверяют первое исполнение своих произведений С. Прокофьев, Н. Мясковский, А. Хачатурята, Ю. Шапорин, В. Мурадели и другие. В музыке прошлого Гаук нередко обращался к произведениям, по тем или иным причинам обойденным дирижерским вниманием. С успехом ставил он монументальные создания классиков: ораторию «Самсон» Генделя, си-минорную Мессу Баха, «Реквием», Траурно-триумфальную симфонию, «Гарольда в Италии», «Ромео и Юлию» Берлиоза...

С 1953 года Гаук был художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. В работе с этим коллективом он добился великолепных результатов, о чем свидетельствуют и многочисленные записи, сделанные под его управлением. Характеризуя творческую манеру своего коллеги, А. Мелик-Пашаев писал: «Для его дирижерского почерка характерны внешняя сдержанность при непрестанном внутреннем горении, максимальная требовательность на репетициях в условиях полной эмоциональной «нагрузки». Ои вкладывал в подготовку программы всю свою страсть художника, все знания, весь педагогический дар, а на концерте, словно любуясь результатом своих трудов, неустанно поддерживал в артистах оркестра разожженный им огонь исполнительского энтузиазма. И еще одна примечательная черта в его артистическом облике: при повторах не копировать себя, а стараться прочесть произведение «иными глазами», воплотить новое восприятие в более зрелой и мастерской трактовке, как бы транспонируя чувства и мысли в иной, более тонкий исполнительский ключ».

Профессор Гаук воспитал целую плеяду крупных советских дирижеров. В разное время он преподавал в Ленинградской (1927—1933), Тбилисской (1941 — 1943) и Московской (с 1948) консерваториях. В числе его учеников А. Мелик-Пашаев, Е. Мравинский, М. Тавризиан, Е. Микеладзе, Е. Светланов, Н. Рабинович, О. Димитриади, К. Симеонов, Э. Грикуров и другие.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Пьер Луиджи Пицци Музыкальные и театральные деятели

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама