Владимиру Федосееву — 70
Свой день рождения — 5 августа — Владимир Федосеев провел в деревне под Валдаем в кругу друзей и близких.
Достоянием общественности он сделает другой юбилей — 45-летие творческой деятельности (отсчет которой ведет с момента окончания Гнесинского института). 2, 3 и 5 октября Федосеев со своим верным БСО устроит фестиваль под названием «Жизнь артиста», в котором, не говоря ни слова, скажет о себе многое. Например, то, что он тот благословенный тип музыканта, который, будучи открыт европейской культуре, по духу остается абсолютно русским — как Пушкин, как Глинка. Что он из тех развивающихся и динамичных личностей, которые не устают открывать себе и нам новое — в интерпретации, в репертуаре. Что он избежал «бича» многих выдающихся дирижеров — так называемого позднего стиля, проникнутого осознанием собственного величия.
Сверх того, каждый из концертов напомнит и кое о чем конкретном. Первый, в БЗК, под названием Вечер венской музыки, — о том, что маэстро с 1997 года возглавляет Венский симфонический оркестр (контракт продлен еще на четыре года) и, может быть, как никто другой у нас сегодня умеет воссоздать музыкальные ароматы австрийской столицы. Второй концерт в Малом зале консерватории он посвятит Моцарту, Генделю, Глюку и Сальери. В этаких-то «старомодных» одеждах его увидишь редко. Остроты и без того интригующему вечеру прибавит выступление легендарного контратенора Йохана Ковальски. В третий вечер в гости к Федосееву и федосеевцам прибудут Мирелла Френи и Николай Гяуров, содружество с которыми у маэстро началось в прошлом году на премьере «Хованщины» в Цюрихе.
И этот концерт — напоминание о могучих свершениях дирижера. Уже на оперной ниве. «Салтан» в Ла Скала, «Снегурочка» в парижском зале Плейель, «Кармен» и «Борис Годунов» в Венской Штаатсопер, «Демон» и «Китеж» в Брегенце, «Жизнь за царя » в Цюрихе... — ряд бесконечен и впечатляющ. Ау, Большой! Рассматривал ли ты эту кандидатуру в мечтах о возрождении своего величия?..
Нет сомнения, фестиваль заставит вспомнить и о том, как складывалось это чуть не гармоничнейшее сегодня в Отечестве содружество: Федосеев — БСО. А поначалу была пятнадцатилетняя работа в Оркестре русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Любимая работа. Но в один прекрасный момент ему здесь стало тесно. И в 1974-м, после окончания консерваторской аспирантуры (давшей Федосееву право работать оперным и симфоническим дирижером), он пришел в Большой симфонический оркестр того же ведомства. Не по ковровой дорожке, а продираясь сквозь фырканье недоброжелателей: «Балалаечный дирижер!» и брошенное предшественником обвинение в антисемитской расправе над оркестрантами.
С тех пор прошло 28 лет. Федосеев с БСО давно — одно существо. Красивое существо — может быть, и потому в том числе, что мэтр практикует «любовный» стиль общения и, даже работая за рубежом (больше всего в Вене и Токио — оркестры, мастер-классы), не спускает руку с пульса родного БСО ни на минуту... А может быть, потому, что сквозь звуковое полотно любого его концерта проступает: «Бог, дух, добро».
Лариса Мишина