«Ямщики на подставе» — опера («игрище невзначай») Е. Фомина в 1 действии, либретто Н. Львова.
Премьера: 1787 г., предположительно — Петербург, 8 ноября.
В отличие от многих комических опер XVIII в., в которых главенствует текст, в опере Фомина не пьеса, а музыка определяет драматургию. Более того, сценическая основа, сюжет — только каркас.
Ямщику Тимофею грозит рекрутчина, разлука с любимой женой. На помощь ему приходят друзья-ямщики и проезжий офицер.
В музыке достигнуто высокое мастерство претворения русской народной песни. Если в ранних операх песня преимущественно использовалась в сольных номерах и простейших ансамблях, то «Ямщики» — первая русская хоровая опера. Фомин представил песню в ее жанровом многообразии. Здесь встречаются протяжная песня «Ретиво сердце молодецкое», хоровая «Высоко сокол летает», плясовая «Во поле березонька стояла» и др.
Музыка образует сольно-хоровую и хореографическую сюиту. Гармонизация песен Фоминым близка народному творчеству. Композитор сумел запечатлеть особенности народного многоголосия и в вокальных партиях, и в оркестре, во многом предварив путь развития русского симфонизма.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Дед Абрам, бас или баритон
• Тимофей, его сын, ямщик, тенор
• Янька, ямщик, бас или баритон
• Фадеевна, жена Тимофея, меццо-сопрано
• 1-й ямщик, тенор
• 2-й ямщик, тенор
• Курьер, баритон
• Вахруш, тенор
• Офицер, разговорная роль
• Филька-пролаз, разговорная роль
Подстава возле большой дороги. Под крутой горой, у ручейка — шалаш, везде развешены хомуты, вожжи. Ямщики отдыхают. Издали доносятся звон колокольчика и песня Подхватывая ее, ямщики уходят приготовиться к встрече приехавших.
Старый ямщик Абрам собирает своему сыну Тимофею сбрую. Выходит прибывший Офицер и просит поторопиться — ему нужны хорошие лошади: двадцать пар, из них шесть под карету. Ямщики наперебой предлагают Офицеру свои услуги, но его выбор падает на самого молодого — Тришку-занозу, прозванного Янькой-бахвалом. Лошадей Офицеру поставляют Тимофей и Янька. С песнями расходятся ямщики; Офицер уходит отдохнуть в шалаш Абрама.
Тимофей остается один, тяжело у него на душе — ямщик опасается, что будет разлучен с молодой женой Фадеевной. Янька недоумевает — кто же может разлучить приятеля с женой, если их по всем правилам поп обвенчал? Тимофей опасается Фильки-пролаза, — холопа исправника. Он, злодей, может принести немало бед. Янька пытается всячески утешить друга. Входит встревоженная Фадеевна — пусть муж поскорей бежит, иначе его заберут в рекруты. Тимофей гордо отвергает предложение жены — скрываться он не станет. Янька сзывает ямщиков и велит им идти к Офицеру просить за Тимофея. Все рассказывают Офицеру, что Филька-пролаз, в прошлом году сбежавший от рекрутчины и нанявшийся холопом к исправнику, сейчас подстроил так, чтоб Тимофея взяли в солдаты.
Появляется пьяный Курьер, в руках у него плеть и бутылка. За ним следует подвыпивший ямщик Вахруш. Ямщики отказываются поставлять пьяному лошадей. В злобе Курьер замахивается на стоящего поблизости Тимофея. Янька валит Курьера на землю и отбирает у него плеть. Ямщики подтрунивают над Вахрушем, — вот каких седоков он возит.
Офицер решает наказать Курьера, отослав его в часть. Вызвав драгуна, он приказывает ему сопровождать пьяницу. Вбегает Фадеевна — за ее мужем пришли рассыльные. Офицер успокаивает молодую женщину. Входят рассыльные и Филька. Янька и другие ямщики всячески издеваются над Пролазом и просят Офицера отменить неправое решение. К их просьбе присоединяется и Абрам. Старик уже двух сыновей отдал в рекруты, Тимофей у него последний, он только что женился. Офицер обещает наказать обманщика Фильку. Один из ямщиков дергает Пролаза за пояс, из-за пазухи вываливаются шляпа, платки, часы: Филька-пролаз обобрал исправника. Офицер приказывает арестовать вора.
На радостях, что все обошлось и злодей наказан, Фадеевна, Янька, Абрам и Тимофей поют веселую песню, пляшут. Слышится топот коней, ямщики уходят встречать приехавших и готовить Офицеру лошадей к отъезду.
Опера «Ямщики на подставе» была написана Фоминым в 1787 г. Это лучшее произведение композитора на русскую тему. В одноактной опере, характерной сценке из жизни ямщиков, много сольных, ансамблевых и хоровых песен. Жанры их самые разнообразные, но особенно выразительны печальные, протяжные песни. Фомин использует темы подлинных народных песен, обработанных и гармонизованных им самим, а также сочиняет песни в характере народных песен. Он стремится создать вполне самостоятельное и стилистически оригинальное произведение на основе народнопесенного творчества.