Виртуоз (итал. virtuoso, от лат. virtus — сила, доблесть, талант) — музыкант-исполнитель (а также вообще всякий артист, художник, мастер), в совершенстве владеющий техникой своей профессии. В более точном смысле слова: артист, доблестно (т. е. смело, отважно) преодолевающий технические трудности. Совр. смысл термин «виртуоз» приобрёл лишь в 18 в. В 17 в. в Италии виртуозом называли выдающегося артиста или учёного, в конце того же века — музыканта-профессионала, в отличие от любителя, позднее — музыканта-исполнителя, в отличие от композитора. Однако, как правило, в 17- 18 вв., отчасти и в 19 в. крупнейшие виртуозы были одновременно и великими композиторами (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Лист и др.).
Иск-во исполнителя-виртуоза неразрывно связано с артистич. воодушевлением, увлекающим аудиторию и способствующим впечатляющей интерпретации произведений. Этим оно резко отличается от т.н. виртуозничества, при к-ром художеств. ценность музыки и исполнения отступает на второй план и даже приносится в жертву технич. мастерству игры. Виртуозничество развивалось параллельно с виртуозностью. В 17–18 вв. оно нашло яркое выражение в итал. опере (певцы-кастраты). В 19 в., в связи с развитием романтич. иск-ва, виртуозное исполнит. мастерство достигло своего апогея; в это же время значит. место в муз. жизни заняло и виртуозничество, вылившееся в салонно-виртуозное направление. В это время оно особенно проявилось в области фп. исполнительства. Исполняемые произв. нередко бесцеремонно переделывались, искажались, уснащались эффектными пассажами, позволявшими пианисту блеснуть беглостью пальцев, громоподобными тремоло, бравурными октавами и т. п. Возникла даже особая разновидность муз. литературы — пьесы салонно-виртуозного характера, малоценные в художеств. отношении, предназначенные лишь для демонстрации техники игры сочиняющего эти пьесы исполнителя («Морской бой», «Битва при Жемаппе», «Разорение Москвы» Штейбельта, «Сумасшедший» Калькбреннера, «Пробуждение льва» Ан. Контского, «Бабочки» и транскрипции Розенталя и др.).
Развращающее влияние, оказываемое виртуозничеством на вкусы общества, вызывало естеств. возмущение и резкие протесты со стороны серьёзных музыкантов (Э. Т. А. Гофман, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов), порождало в них недоверчивое отношение к виртуозности как таковой: слово В. они употребляли в иронич. плане, истолковывая его как порицание. По отношению к большим артистам они обычно применяли термин «В." лишь в соединении с эпитетом «истинный».
Классич. образцы подлинной виртуозности — игра Н. Паганини, Ф. Листа (в пору зрелости); истинными виртуозами должны быть признаны и многие выдающиеся исполнители последующего времени.
Литература: Hoffmann E. T. A., Zwei Trios fьr Pianoforte, Violine und Violoncello op. 70, von L. van Beethoven. Rezension, «Allgemeine Musikalische Zeitung», 1812/1813, то же, в кн.: Е.Т. A. Hoffmanns musikalische Schriften, Tl 3, Regensburg, 1921; Wagner R., Der Virtuos und der Kьnstler, Gesammelte Schriften, Bd. 7, Lpz., 1914, S. 63–76; Weissmann A., Der Virtuose, В., 1918; Вlaukopf К., Grosse Virtuosen, W., 1954,2 1957; Pincherle M., Le monde des virtuoses, P., 1961.
Г. М. Коган
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.