Струнный оркестр

Категории словаря

Струнный оркестр состоит из одних смычковых инструментов. Включает 5 партий: 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы. В прошлом не выделялся композиторами как состав, отличающийся от симфонического оркестра, т. к. в музыке 17 — 1-й пол. 18 вв. последний нередко ограничивался смычковыми и клавесином, исполнявшим партию basso continuo (Г. Пёрселл, опера «Дидона и Эней»); в классической музыке — также и без basso continuo (В. А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада»).

Струнный оркестр в современном понимании сложился во 2-й пол. 19 в., т. е. в период зрелости симф. оркестра, когда его струнная группа была осознана как самостоятельный исполнительский аппарат. С. о. доступны и камерность, интимность высказывания, присущие камерному ансамблю, и напряжённость, насыщенность звучания симф. оркестра. С. о. использовался в отд. номерах музыки к драмам («Смерть Озе» из музыки Э. Грига к драм. поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), в отд. частях орк. сюит. Позже ряд композиторов создал самостоят. циклич. сочинения, нередко являющиеся стилизацией муз. жанров прошлого; тогда же назв. состава начали выносить в заголовок (А. Дворжак, Серенада для струн. оркестра E-dur ор. 22, 1875; П. И. Чайковский, Серенада для струн. оркестра, 1880; Э. Григ, «Из времён Хольберга. Сюита в старинном стиле для струн. оркестра» ор. 40, 1885).

В 20 в. диапазон жанров, доступных воплощению с помощью С. о., расширился, в его трактовке возросла роль насыщенного орк. звучания. Для С. о. пишут симфониетты (Н. Я. Мясковский, Симфониетта ор. 32, 1929), симфонии (Б. Бриттен, Простая симфония, 1934; Ю. М. Буцко, Симфония, 1965), циклы нового типа (В. Лютославский, «Траурная музыка» памяти Б. Бартока, 1958). Возросшая дифференциация состава оркестра на отд. партии достигла высшей точки в «Плаче по жертвам Хиросимы» для 52 струн. инструментов К. Пендерецкого (1960). Для усиления драматического или красочного эффекта к струнным нередко присоединяются труба (А. Онеггер, 2-я симфония, 1941, труба ad libitum), литавры (M. С. Вайнберг, симфониетта No 2, 1960; Э. М. Мирзоян, симфония, 1964), группа ударных (Ж. Бизе — Р. К. Щедрин, Кармен-сюита; А. И. Пирумов, симфония, 1970).

Литература: Римский-Корсаков H. A., Основы оркестровки, под ред. М. Штейнберга, ч. 1–2, Берлин — М. — СПБ, 1913, Полн. собр. соч., т. III, М., 1959; Фортунатов Ю. A., Предисловие, в нотном изд.: Мясковский Н., Симфониетта для струнного оркестра. Партитура, М., 1964.

И. А. Барсова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Патараг Церковная музыка
Rallentando, раллентaндо Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Ave Maria, аве Мария Музыкальные жанры и формы
Бемоль Теория музыки
Руны Национальные культуры
Stabat mater, стабат матер Музыкальные жанры и формы
A la seconde, а ля згонд Балет и танец
Сопель Музыкальные инструменты
Опера-балет Музыкальные жанры и формы
Кобзарь Национальные культуры
Бесконечная мелодия Термины и понятия

Реклама