Многоголосие — склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов (см. Голос (1)); противостоит монодии. Первые достоверные сведения о М. в проф. музыке относятся к 10–11 вв. Эти ранние образцы являются разновидностями органума. В дальнейшем многоголосное изложение в проф. музыке, а ряде нар. муз. культур становится господствующим. Различают неск. типов М.: гетерофония — исполнение мелодии неск. голосами в унисон с эпизодич. отступлениями от него в отд. голосах. Этот тип М., от к-рого ведут происхождение все остальные, характерен для разл. нар. культур, в т. ч. русской (подголосочное М. рус. нар. песни); гомофония, в к-рой главный, наиболее мелодически развитый голос сочетается с нейтральными, мелодически подчинёнными голосами (сопровождением); полифония — соединения в одновременном звучании развитых, относительно самостоятельных мелодий (голосов) или проведений одной и той же мелодии, вступающей в разл. голосах в разное время; разл. виды сложного М. — сочетание в одновременности разных типов М. (гетерофонии, гомофонии, полифонии), т. н. полифония пластов, встречающаяся уже в кон. 18 в.
Т. Ф. Мюллер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.