Штрих (нем. Strich — черта, линия, штрих; Stricharten — штрихи, виды штрихов; Bogenstrich — движение смычка по струне) — выразительный элемент инструментальной техники, способ исполнения (и зависящий от него характер звучания). Основные типы штрихов определились в практике игры на струнных смычковых инструментах (прежде всего на скрипке), а их принципы и названия в дальнейшем были перенесены на другие виды исполнительства.
Штрих как характер звукоподачи, связанный с типом движения смычка, необходимо отличать от способа звукоизвлечения, напр. в понятие штриха не включаются флажолеты, pizzicato и col legno на смычковых. Штрих — это принцип «произнесения» звуков на инструменте, и, следовательно, штрихи должны рассматриваться как явление артикуляции. Выбор штрихов определяется стилистическими особенностями исполняемой музыки, её образным характером, а также интерпретацией.
Существуют разл. точки зрения на классификацию Ш.; представляется целесообразным деление их на 2 группы: Ш. раздельные (франц. détaché, от détacher — отделять) и Ш. связные (итал. legato — связанно, плавно, от legare — связывать). Гл. признак раздельных Ш. — каждый звук исполняется отд. движением смычка; к ним относятся большое и малое détaché, martelé, spiccato, sautillé. Гл. признак связных Ш. — объединение одним движением смычки 2 и более звуков; к ним относятся legato, portamento или portato (утяжелённое legato, франц. louré), staccato, ricochet. Ш. могут комбинироваться.
Подобная классификация Ш. применима и для исполнения на духовых инструментах. Legato определяет кантиленное исполнение с разной степенью плотности звучания; détaché служит для обозначения звуков, каждый из к-рых получен с помощью отд. удара (атаки) языка. Специфические для нек-рых духовых (флейта, валторна, труба) Ш. — двойное и тройное staccato, получающееся от чередования удара языка и придыхания (исполнитель произносит слоги «та-ка» или «та-та-ка»). Ш. на щипковых инструментах очень многообразны и связаны с разными способами атаки струны пальцами или плектром. В понятии Ш. объединяются также разл. приёмы игры на ударных, клавишных инструментах (legato, staccato, martelé и др.).
Литература: Степанов Б. A., Основные принципы практического применения смычковых штрихов, Д., 1960; Браудо И. A., Артикуляция, Л., 1961, М., 1973; Pедотов А. Л., Методика обучения игре на духовых инструментах, М., 1975; см. также лит. при ст. Артикуляция.
Т. А. Репчанская, В. П. Фраёнов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.