Трио-соната (итал. sonate per due stromenti e basso continuo; нем. Triosonate; франц. sonate en trio) - один из важнейших инстр. жанров 17-18 вв. Ансамбль Т.-с. обычно включал 3 партии (с чем связано его название): два равноправных голоса сопрановой тесситуры (чаще скрипки, в нач. 17 в. - цинки, виолы да браччо, в кон. 17-18 вв. - гобои, продольные и поперечные флейты) и бас (виолончель, виола да гамба, изредка фагот, тромбон); фактически в Т.-с. участвовали 4 исполнителя, т. к. партия basso мыслилась не только как сольная (одноголосная), но и как basso continuo для исполнения на многогол. инструменте по системе генерал-баса (клавесин или орган, в ранний период - теорба, китаррон). Т.-с. возникла в нач. 17 в. в Сев. Италии и распространилась в др. европ. странах. Её истоки обнаруживаются в вок. и инстр. жанрах позднего Возрождения: в мадригалах, канцонеттах, канцонах, ричеркарах, а также в ритурнелях первых опер. В ранний период развития (до сер. 17 в.) Т.-с. бытовала под назв. canzona, sonata, sinfonia, напр. у С. Росси ("Sinfonie et Gagliarde", 1607), Дж. Чимы ("Sei sonate per instrumenti a 2, 3, 4", 1610), M. Нери ("Canzone del terzo tuono", 1644). В это время обнаруживается большое разнообразие индивидуальных композиторских манер, к-рые проявляются и в типах изложения, и в строении цикла и отдельных его частей. Наряду с гомофонным изложением широко применяется фугированная фактура; инстр. партии нередко достигают большой виртуозности (Б. Марини). В цикл включаются и вариационные, в т. ч. остинатные, формы, а также пары и группы танцев. Т.-с. получила широкое распространение в придв. и церк. музыке; в церкви часто исполнялась перед частями мессы (Kyrie, Introitus) или вместо градуала, оффертория и др. Дифференциация светской (sonata da camera) и церковной (sonata da chiesa) разновидностей Т.-с. произошла у Б. Марини (сб. "Per ogni sorte d'istromento musicale diversi generi di sonate, da chiesa e da camera", 1655) и у Дж. Легренци ("Suonate da chiesa е da camera", op. 2, 1656). Обе разновидности зафиксированы в "Dictionnaire de musique" С. Броссара в 1703.
Период расцвета Т.-с - 2-я пол. 17 - нач. 18 вв. В это время определились и типизировались особенности циклов в церк. и камерной Т.-с. В основу 4-частного цикла sonata da chiesa легло парное чередование контрастных по темпу, размеру и типу изложения частей (преим. по схеме медленно - быстро - медленно - быстро). По определению Броссара, sonata da chiesa "обычно начинается с серьезного и величественного движения,...затем следует веселая и воодушевленная фуга". Заключит. часть в быстром темпе (3/8, 6/8, 12/8) нередко писалась в характере жиги. Для фактуры скрипичных голосов типичен имитационный обмен мелодич. фразами и мотивами. Sonata da camera - танц. сюита, открывающаяся прелюдией или "маленькой сонатой". Последней, четвёртой частью, помимо жиги, нередко были гавот и сарабанда. Между типами сонат не было строгого разграничения. Наиболее выдающиеся образцы Т.-с. классич. поры принадлежат Дж. Витали, Дж. Торелли, А. Корелли, Г. Пёрселлу, Ф. Куперену, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделю. Во 2-й трети 18 в., особенно после 1750, происходит отход от традиц. типа Т.-с. Наиболее заметно это в творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ж. Леклера, Ф. Э. Баха, И. К. Баха, Дж. Тартини, Дж. Перголези. Характерны применение 3-частного цикла, форм da capo и рондо, ослабление роли полифонии, формирование признаков сонатности в первой, быстрой части цикла. У композиторов мангеймской школы Т.-с. преобразуется в Kammertrio или Orchestertrio без генерал-баса (J. Stamitz, Six sonates а trois parties concertantes qui sont faites pour exйcuter ou а trois ou avec toutes l'orchestre, op. 1, Paris, 1755).
Литература: Асафьев Б., Музыкальная форма как процесс, (М.), 1930, (вместе с кн. 2), Л., 1971, гл. 11; Ливанова Т., Большая композиция в пору И. С. Баха, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956; Протопопов В., Ричеркар и канцона в XVI - XVII вв. и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972, с. 38, 47-54; Зейфас Н., Concerto grosso, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975, с. 388-91, 399-400; Pетраш A., Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14, Л., 1975; Сахарова Г., У истоков сонаты, в сб.: Черты сонатного формообразования, М., 1978 (Музыкально- педагогический ин-т им. Гнесиных. Сб. трудов (межвузовский), вып. 36); Riеmann H., Die Triosonaten der GeneralbaЯ-Epoche, в его кн.: Prдludien und Studien, Bd 3, Mьnch.-Lpz., 1901, S. 129-56; Nef K., Zur Geschichte der deutschen Instrumentalmusik in der 2. Hдlfte des 17. Jahrhunderts, Lpz., 1902; Hоffmann H., Die norddeutsche Triosonate des Kreises um J. G. Graun und С. Ph. E. Bach, Kiel, 1927; Schlossberg A., Die italienische Sonata fьr mehrere Instrumente im 17. Jahrhundert, Heidelberg, 1932 (Diss.); Gerson-Kiwi E., Die Triosonate von ihren Anfдngen bis zu Haydn und Mozart, "Zeitschrift fьr Hausmusik", 1934, Bd 3; Оberdцrfer F., Der Generalbass in der Instrumentalmusik des ausgehenden 18. Jahrhunderts, Kassel, 1939; Schenk E., Die italienische Triosonate, Kцln, 1955 (Das Musikwerk); Newman W. S., The sonata in the baroque era, Chapel Hill (N. С), (1959), 1966; его же, The sonata in the classic era, Chapel Hill (N. C), 1963; Apfel E., Zur Vorgeschichte der Triosonate, "Mf", 1965, Jahrg. 18, Kt 1; Вughici D., Suita si sonata, Buc., 1965.
И. А. Барсова