Югославский балет
Югославское балетное искусство опирается на музыкально-танц. культуры народов, населяющих страну (сербов, хорватов, словенцев, македонцев и др.). Проф. балет начал формироваться сравнительно поздно (в кон. 19 — 1-й четв. 20 вв.).
В 1870-90-х гг. в Загребе неоднократно выступали иностр. артисты балета (напр., П. Коронелли и И. Фрейзингер). Они также ставили балетные сцены в оперных спектаклях местной труппы. Первый многоактный балет — «Фея кукол», пост. в хорватском Нац. театре венский балетм. Л. Гундлах в 1892 силами драматич. артистов. В 1894 здесь была создана небольшая балетная труппа, приглашены итал. балерина Э. Грондоне и балетмейстер О. Бартик. Труппа выступала в операх и показала несколько балетов: «Коппелию» (1895); «Любовь буршей» (1895) и «Венский вальс» (1897) Байера, «Жизель» (1897) и др. В 1898 пост. первые нац. балеты «Ель» Адамовича-Чепинского, «На Плитвицких озёрах» Альбини. В последующие годы труппа выступала только в операх и опереттах.
В открытом в 1863 (сначала как драматич.) белградском Нац. театре также проходили гастроли иностр. балетных трупп. После образования югославского государства в 1918 первым начал работу балетный ансамбль при оперном театре в Любляне под руководством чеха В. Влчека.
В 1920-30-х гг. Ю. б. развивался под сильным влиянием рус. хореографич. искусства. В 1921 в Загреб были приглашены рус. артисты Марг. и Макс. Фроман. Марг. Фроман пост. силами артистов театра и учеников своей школы балеты: «Видение ночи» на муз. Шопена, «Лебединое озеро», «Коппелия» (все — 1921), «Шехеразада», «Половецкие пляски» (оба — 1922), «Петрушка» (1923), «Карнавал» (1924), «Пан Твардовский» (1929); «Кувшин» Казеллы, «Ящик с игрушками» (1927), «Сказка о Гонзе» Недбала (1931); «Щелкунчик» (1932); «Никотина» Новака (1936), «Послеполуденный отдых фавна» (1941) и др. Наиболее известными артистами этой группы в 20-30-х гг. были: О. Орлова, П. Худи, З. Ланович, М. Сенян, В. Ваич, М. Африч, Дж. Джурджан, А. Ройе, М. Чорак-Славенска, И. Крамершек, О. Хармош, И. Кавур, Р. Зубчич, Г. Скригин, З. Пинтар, К. Кокич.
В Белграде большую педагогич. работу вела русская артистка Е. Полякова, с 1922 преподававшая в актёрско-хореографич. училище. Как балетмейстер здесь работала Марг. Фроман, поставившая в Нац. театре в 1927–31 балеты: «Раймонда», «Конёк-Горбунок», «Петрушка», «Треуголка», «Ящик с игрушками», «Жар-птица» и др., а также нац. югосл. балеты — «Пряничное сердце» (1927) и «Имбрек с носом» (1937) Барановича. Кроме неё, здесь осуществляли пост.: Полякова («Шопениана», 1923), А. Фортунато («Коппелия», 1924; «Лебединое озеро», 1925; «Жизель», 1926), А. Романовский, Б. Князев, Н. Кирсанова, Б. Романов. Значительным художественным явлением стали «Легенда об Иосифе» и «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса (1934) и балет «Чёрт в деревне» Лхотки (1938), поставленные Пиа и Пино Млакарами. Артист балета А. Жуковский в нач. 1930-х гг. создавал хореографич. композиции на основе югосл. нар. танцев. К кон. 30-х гг. балетная труппа Нац. театра в Белграде насчитывала ок. 60 человек. Ведущими артистами были: Н. Бошкович, М. Оленина-Драгович, А. Прелич, Д. Живанович, А. Жуковский, М. Ристич.
Народный театр в Любляне был создан в 1867, драматич. актёры исполняли танц. номера в его спектаклях. Впоследствии при нём существовала балетная труппа, участвовавшая поначалу только в оперных спектаклях. Одним из первых словенских хореографич. произв. была пантомима И. Ипавца «Муженёк», показанная в Любляне в 1912. Первый спектакль постоянного балетного ансамбля был показан в 1919. Руководили им в тот период главным образом иностр. балетмейстеры — В. Похан, Г. Поджолези, А. Тробиш, М. Тулякова, Влчек, часто сменявшие друг друга. В 1922 был пост. балет «Танцевальная легенда» Савина. В 1928–46 балетной труппой руководил П. Головин-Грессеров, который пост.: «Перед вратами вечности» на муз. Сибелиуса (1929), «Муженёк» (под назв. «Роковая ошибка доктора Бартоло», 1930), «Маска красной смерти» Остерца (1932), «Петрушка» (1935), «Щелкунчик» (1940), «Шехеразада» (1945). Среди артистов этого периода: Г. Бравничар, С. Янель, Э. Мохар, Б. Пилато, Д. Погачар, С. Полик, М. Ремшкар, Л. Визьякова, М. Кирбос.
После освобождения Югославии от нем.-фаш. захватчиков нар. власть начала оказывать поддержку всем видам искусства, в т. ч. и хореографическому. Почти во всех республиках были открыты хореографич. училища, создавались балетные труппы и нар. танц. ансамбли («Коло», «Ладо» и др.).
Уже в 1945 была восстановлена балетная труппа Нац. театра в Белграде. В начале она показывала одноактные балеты. Значительным событием стала постановка Марг. Фроман «Охридской легенды» (1947), много лет не сходившая со сцены. В это же время свои первые работы — «Коппелия» (1948) и «Ромео и Джульетта» (1948) осуществил молодой балетм. Д. Парлич, впоследствии создавший для этой труппы более 30 балетов, которые составили основу её репертуара, в т. ч.: «Пряничное сердце» (1955) и «Китайская сказка» Барановича (1955), «Чудесный мандарин» (1957); «Триптих» Коневича (1962), «Охридская легенда» (1960); «Жоан из Цариссы» Эгка (1967), «Анна Каренина» Щедрина (1972), «Катерина Измайлова» Бручи (1977), «Ромео и Джульетта» (1979). Млакары пост. здесь новый югославский нац. балет: «Баллада о средневековой любви» (1950) и «Чёрт в деревне» Лхотки (1957). Балетм. В. Костич поставила: «Встреча в Луисвилле» на муз. Ибера, «Месть» Томази, «Вибрации» Фрибеца (1959), «Жар-птица» (1960), «Коппелия» (1963); «Питер-Пэн» Бьелинского, «Птица, не складывай свои крылья» Иосифа (1970), «Кармен» на муз. Бизе (1973); «Даринкин подарок» Христича (1974). Кроме того, в репертуар труппы входят балеты классич. наследия («Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик»), сов. балеты («Бахчисарайский фонтан», «Золушка»). Среди наиболее известных артистов Нац. театра в Белграде в 1950–60: Р. Парнел, В. Костич, К. Обрадович, Й. Бегоевич, М. Йованович, Д. Сифниос, Б. Маркович, Д. Трнинич, С. Гребельдингер, Ж. Пребил. С 1976 худ. рук. балетной труппы — К. Обрадович. Ведущие солисты: В. Джорджевич, Т. Тонич, И. Лукатели, Л. Пилипенко; Р. Вучич, Б. Младенович, Д. Симич, А. Израиловски.
Др. балетная труппа Сербии была организована в Нови-Саде в 1950 М. Олениной на основе танц. группы Центрального дома Югославской Народной армии. Кроме Олениной здесь работали балетм.: М. Кирбос, Г. Македонский, Млакары, В. Костич, К. Тот. Репертуар труппы состоит из балетов классич. наследия («Раймонда», «Лебединое озеро», «Жизель»), нац. балетов («Охридская легенда», «Чёрт в деревне», «Пряничное сердце»), балетов сов. композиторов («Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Золушка»). За последние годы пост. балеты совр. югосл. композиторов: «Триптих» Коневича, «Человек в зеркале» Келемена и др. Среди артистов, внёсших вклад в развитие балета в Нови-Саде: Э. Марияш, М. Попович, Д. Израиловски, Е. Прокич, С. Израилевски, Ф. Хаек.
В Загребе в годы 2-й мировой войны балетная труппа Хорватского нац. театра спектаклей не давала. После освобождения Югославии её состав пополнился учениками школ Марг. Фроман и А. Ройе — О. Хармоша, среди которых были: Н. Биджин, С. Кастл, Ф. Елинчич, Н. Лхотка, В. Маркович, З. Тайзл, М. Шпаремблек, В. Сулич, Н. Сертич, Ж. Пребил, Д. Болдин. Труппой в этот период руководили М. Йованович, А. Ройе, Н. Хорват-Биджин. Были пост. балеты: «Рапсодия» на муз. Листа (1945), «Болеро», «Бахчисарайский фонтан» (1947), «Ромео и Джульетта» (1948), «Охридская легенда» (1949); «Испанский час» на муз. де Фалья (1952), «Классическая симфония» на муз. Прокофьева (1953) и др. В 1956 балетная труппа стала самостоятельной и её возглавила С. Кастл. Репертуар включает балеты: «Спящая красавица», «Чудесный мандарин», «Золушка», «Жар-птица», «Тщетная предосторожность», «Петрушка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», произв. югосл. комп. Келемена, К. Фрибеца, Барановича и др. В 70-х гг. труппу возглавлял С. Павлетич, с 1977 — Д. Новак; ведущие артисты: В. Буторац (прима-балерина), Д. Новак, И. Жунац, Д. Лудвиг, С. Мурадори, М. Скорупски, М. Викич, С. Лебен, Ш. Фуриян. В Хорватии балетные труппы существуют также в Сплите (с 1945), Риеке (с 1946) и в Осиеке (с 1947).
Основным балетным коллективом Словении является труппа Люблянской оперы. Ею в 1946–60 (с перерывами) руководили Млакары, поставившие балеты: «Маленькая балерина» на сб. муз., «Игра в карты» и «Творения Прометея» (оба — 1947), «Байка про Лису…» (1958), «Охридская легенда» (1949), «Коппелия» (1953), «Золушка» (1959). В 1960–72 труппой руководил Х. Неубауэр, с 1972 — К. Тот и Б. Шмидт, затем — М. Ерас. Здесь были пост. балеты: «Бахчисарайский фонтан»; «Отелло» Блахера, «Жар-птица», «Каменный цветок», «Петрушка», «Спящая красавица», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Тщетная предосторожность», «Послеполуденный отдых фавна», «Лебединое озеро», «Шопениана», «Кармен-сюита», «Эсмеральда», «Щелкунчик», а также ряд балетов словенских композиторов и мн. др. Ведущие солисты: С. и Ш. Полик, Т. Ремшкар, Л. Липовж-Сотлар, В. Млакар, М. Севник, Я. Меяч, В. Волпи, Х. Неубауэр, М. Врховец, Л. Странич, М. и В. Видмар, В. Дедович и др. Кроме люблянской труппы, в Словении имеется небольшая балетная труппа в Мариборе (с 1945).
Македонская опера в Скопье была основана в 1948. При ней были организованы балетная труппа (15 человек) и балетная студия. Руководителем труппы стал Г. Македонский. В 1949 труппа показала премьеру «Бахчисарайского фонтана», а затем последовали «Болеро» и «Франческа да Римини» в постановке Македонского, «Македонская повесть» (первый нац. балет, комп. Г. Смокварский, балетм. Д. Парлич), «Балерина и разбойник» на муз. Моцарта, «Приглашение к танцу» на муз. Вебера и «Шехеразада» (балетм. А. Доброхотов), «Коппелия» и «Спящая красавица» в пост. Н. Кирсановой. С сер. 60-х гг. труппой руководила И. Ивеля. Были поставлены балеты «Жизель» (балетм. Н. Кирсанова), «Ромео и Джульетта» (балетм. Д. Парлич), «Отелло» Я. Гануша (балетм. М. Кура). Среди солистов труппы — Н. Пенушлиска, Е. Паковска.
Балетная труппа Боснии и Герцеговины при оперном театре в Сараеве была создана в 1950. Первым балетным спектаклем была «Жатва» Папандопуло (балетм. Н. Кирсанова). Репертуар труппы включает классич. балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и др.), югосл. нац. балеты и ряд балетов широко известных композиторов — Б. Бартока, М. де Фалья, В. Эгка и др. Среди артистов, оказавших значит. влияние на развитие балета в Сараеве, — К. Коцка и А. Маринич. В 1972 была создана Балетная труппа Косова при драматич. театре в Приштине.
Гос. балетные школы в Югославии имеются в Белграде (с 1947), Загребе (с 1949), Риеке (при театре), Любляне (с 1948), Скопье (с 1948), в Сараеве — студия при театре, Мариборе (с 1946), Нови-Саде (с 1947), Сплите (с 1968).
М. Йованович, X. Неубауэр
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.