«Финская фантазия» для симфонического оркестра до мажор, Op. 88 (1909)
Восьмая симфония композитора, едва переступившего рубеж своего сорокалетия, оказалась последней в его творчестве. Задуманная одновременно с ней Девятая осталась незавершенной, сохранилась только эскизная запись первой части на трех нотных строчках с пометками автора, говорящими об очевидном его желании дополнить и развить ряд элементов оркестровой фактуры (партитура Девятой симфонии Глазунова в оркестровой редакции Г. Я. Юдина, а также переложение для фортепиано в 4 руки изданы Музгизом в 1952 году).
В последующие годы Глазуновым был написан ряд симфонических сочинений, отличающихся неизменно присущим ему высоким мастерством, красочностью оркестрового языка, но не вносящим в его творчество чего-либо принципиально нового. Большая их часть обязана своим возникновением тем или иным внешним поводам: например, Прелюдия для оркестра памяти В. В. Стасова (1906), Прелюдия для оркестра памяти Н. А. Римского-Корсакова (1908), симфонический пролог Памяти Гоголя (1909) к 100-летию со дня рождения писателя, Торжественное шествие (1910) к 25-летию Русских симфонических концертов.
В некоторых сочинениях этих лет нашли отражение образы Финляндии и Карелии, природа и быт которых были хорошо известны композитору и любимы им. Наиболее значительное из них «Финская фантазия» (1909) продолжает линию оркестровых пьес русских композиторов на народные темы. Взяв четыре финские народные мелодии — две плясовые и две лирические, — Глазунов разрабатывает их с помощью вариационных методов, прибегая к глинкинскому типу остинатных вариаций или жанровому переосмыслению тем и созданию на этой основе небольших сюитных циклов.
Ю. Келдыш