Артур Сеймур Салливан

Дата рождения
13.05.1842
Дата смерти
22.11.1900
Профессия
Страна
Англия
Артур Сеймур Салливан

Артур Сеймур Салливан (Салливен) (англ. Arthur Seymour Sullivan; 13 мая 1842, Лондон — 22 ноября 1900, там же) — английский композитор, органист, дирижёр и педагог.

Пел в хоре мальчиков Королевской капеллы (1854-58), где получил начальное муз. образование под руководством Р. Т. Хеладра, затем учился в Королевской академии музыки у С. Беннетта, Дж. Госса и А. О’Лири в Лондоне (1856-58), у М. Гауптмана, Ю. Рица, Ф. Давида, И. Мошелеса и Л. Плайди в Лейпцигской консерватории (1858-61).

С 1861 работал в Лондоне, служил церковным органистом, с 1866 одновременно преподавал композицию в Королевской академии музыки, в 1876-79 был директором Школы национального воспитания (позднее Королевский музыкальный колледж), в 1885-87 — дирижёром Филармонического общества. Как композитор Салливан дебютировал в 1855 (гимн на библейский текст, опубликован В. Новелло). Получил известность после исполнения в 1866 в Лондоне его Ирландской симфонии.

В историю музыки Салливан вошёл как автор оперетт. Первый успех принесла ему оперетта «Бокс и гребля» («Box and cox», 1867); пользовались популярностью, в т.ч. в США, оперетты «Фрегат его величества „Пинафор“», «Пираты Пензанса», «Иоланта», «Микадо» (самая известная; на её основе был создан кинофильм, который демонстрировался и в СССР) и др. Большая часть оперетт Салливана написана на либретто комедиографа У. Гилберта, с которым он сотрудничал в 1871-89. Уже их первая оперетта («Суд присяжных», пост. 1875) имела столь большой успех, что вскоре была организована специальная труппа для постановок их произведений.

Оперетты Салливана и Гилберта (б.ч. поставлены в театре «Савой», Лондон) разнообразны по характеру (несмотря на часто повторяющиеся сюжетные ситуации и стереотипность комических приёмов), некоторые содержат элементы пародии и сатиры: «Бокс и гребля» имеет черты политической карикатуры, «Терпение» («Patience») высмеивает декадентский эстетизм; отдельные номера представляют собой музыкальную карикатуру, пародию. Салливан и Гилберт создали ряд ярких типических образов людей из народа (солдаты, матросы, слуги, полицейские и др.).

Музыка Салливана, одного из лучших английских мастеров оперетты, отличается богатством эмоциональных оттенков, яркостью оркестровых красок, ритмическим разнообразием (при мало оригинальной гармонии). Для оперетт Салливана характерны задушевная мелодичность (любимый композитор Салливана — Ф. Шуберт), мастерство, проявляющееся особенно в ансамблях, усиление роли оркестрового сопровождения, часто — театрализованная эксцентриада. Единственная опера Салливана «Айвенго» успеха не имела.

Пользовались известностью его песни и баллады «Рассеянный нищий» («The absent-minded beggar», на сл. Р. Киплинга, 1899), «Арабская любовная песнь» («Arabian love song», до 1866), «Спи, усни, любовь моя» («Sleep, my love, sleep», 1874) и др.; некоторые остаются популярными («Утраченная гармония» — «The lost chord», 1877, переиздана в 1965). Музыка Салливана аранжирована Ч. Маккересом в балете «Выборы в Пайнэппле» (1959).

И. А. Слепнёв


Сочинения:

опера Айвенго (1891, по В. Скотту, Лондон); оперетты (23) — Контрабандист (The contrabandista, 1867, Лондон; перераб. вариант: Атаман — The chieftain, 1894, там же), Зоопарк (The Zoo, 1875, там же), Суд присяжных (Trial by jury, 1875, там же), Фрегат его величества «Пинафор» (H. M. S. Pinafore, Лондон, 1878), Пираты Пензанса (The pirates of Penzance, Йью-Йорк, 1879), Принцесса Ида (Princess Ida, Лондон, 1884), Микадо (The Mikado, 1885, там же), Гондольеры (The Gondoliers, 1889, там же), Торговый дом Утопия (Utopia limited... 1893, там же), Персидская роза (The Rose of Persia, 1899, там же), Изумрудный остров (The Emerald isle, 1901, Лондон, пост. посмертно) и др.; балеты — Очарованный остров (L’оle enchantee, 1864, Лондон), Виктория и весёлая Англия (Victoria and merrie England, 1897, там же); оратории — Блудный сын (The prodigal son, 1869) и Свет мира (The light of the world, 1873), хоровые кантаты — Кенильворт (1864), Золотая легенда (Golden legend, 1886) и др.; для оркестра — Ирландская симфония (Irish symphony, 1866), 6 увертюр (1857-70), марши; концерт для виолончели с оркестром (1866); камерно-инструментальные ансамбли — дуэт для виолончели и фортепиано (1868), романс для струнного квартета (1859); для хора — Те Deum, энсземы, псалмы и др. культовые соч. (ок. 60); пьесы для фортепиано; песни (около 100), вокальные дуэты; музыка к спектаклям драматического театра.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама