Список сочинений Гайдна, даты и литература

Биография Гайдна

Оперы — 24, в т. ч.

зингшпиль — Хромой бес (Der krumme Teufel, либр. И. P. Курц — Бернардон) по сюжету пьесы А. Р. Лесажа «Le Diable Boiteux», 1751?, пост. 1752, «Кернтнертортеатр», Вена; под назв. Новый хромой бес — Der neue krumme Teufel, пост. 1758, там же);

оперы-сериа

• Ацис и Галатея (либр. Дш. Б. Мильявакка, 1762, пост. 1763, Эйзенштадт)
• Необитаемый остров (L’Isola disabitata, либр. П. Метастазио, пост. 1779, Эстерхаза)
• Армида (либр. Дуранди по поэме «Освобождённый Иерусалим» Тассо, 1783, пост. 1784)
• Душа философа (L’Anima del filosofo, либр. К. P. Бадини, 1791, пост. 1951, Флоренция)

оперы-буффа

• Певица (La Canterina, 1766, пост. 1767, Эстерхаза; возобновлена в 1939 под назв. Die kleine Sangerin, Билефельд)
• Аптекарь (Lo Speziale, либр. К. Гольдони, пост. 1768, там же)
• Рыбачки (Le Pescatrici, либр. К. Гольдони, 1769, пост. 1770, там же)
• Обманутая неверность (L’Infedelta delusa, пост. 1773, там же)
• Непредвиденная встреча (L’Incontro improviso, либр. К. Фриберта по пьесе Ф. Данкура, пост. 1775, там же)
• Лунный мир (Il Mondo della luna, либр. К. Гольдони, пост. 1777, там же)
• Истинное постоянство (La Vera costanza, 1776, пост. 1779, там же)
• Вознаграждённая верность (La Fedelta premiata, по пьесе «L’Infedelta fedde» Лоренци, пост. 1780, там же)

героикo-комическая опера — Роланд-паладин (Orlando Paladino, либр. Н. Порта по сюжету поэмы «Неистовый Роланд» Ариосто, пост. 1782, Эстерхаза)

немецкие кукольные oпepы (названные Гайдном комическими операми) —

• Филемон и Бавкида (исп. 1773, Эстерхаза; позже — зингшпиль)
• Совет богов (Der Gotterrat oder Jupiters Reise auf die Erde, пролог к «Филемону и Бавкиде», исп. 1773, Эстерхаза)
• Наказанная жажда мести, или Сгоревший дом (Die bestrafte Rachgier, oder Das abgebrannte Haus, 1773)
• В канун субботы (Herebschabbas, 1773)
• Покинутая Дидона (Didone abbandonata, либр. И. фон Пауэрсбаха, исп. 1777, Эстерхаза)
• Четвёртая часть Геновефы (Genovevens vierter Teil, либр. И. фон Пауэрсбаха, исп. 1777)

Для хора и голосов с оркестром

Оратории:

• Возвращение Товия (El Ritorno di Tobia, текст Дж. Г. Боккерини, 1774–1775)
• Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlцsers am Kreuze, текст И. Фриберта, переложение одноименной оркестровой пьесы Гайдна, 1794; новый текст Й. Гайдна и Г. ван Свитена, ок. 1796)
• Сотворение мира (Die Schцpfung, текст Г. ван Свитена по поэме «Потерянный рай» Мильтона, 1798)
• Времена года (Die Jahreszeiten, текст Г. ван Свитена по поэме Дж. Томсуна, 1801)

14 месс, в т. ч.:

• малая месса (Missa brevis, F-dur, ок. 1750)
• большая органная месса Es-dur (1766)
• месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772)
• месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773)
• малая органная месса (B-dur, 1778)
• Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782)
• месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796)
• месса с темой «Свят, свят» (Heiligmesse, B-dur, 1796)
• Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798)
• месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799)
• месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801)
• месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802)

Кантаты, в т. ч.

Рукоплескание (Applausus, 1768)

кроме того:
• 2 — Те Deum, Stabat Mater
• 2 — Salve regina, Ave regina
• 2 Offertorio
• мотет и другие духовные произведения

Разные хоровые произведения, в т. ч.

• Избрание капельмейстера (Die Erwahlung eines Kapellmeisters, для солистов, хора и орк., ок. 1790)
• Буря (The Storm, для солистов, хора и орк., 1792)
• Хор датчан (Chor der Danen, 1796)

Сольные кантаты и арии для голоса с оркестром

• Его больше нет с нами (на смерть короля Фридриха II, 1786)
• 22 арии

Для оpкестра — 104 симфонии, в т. ч.:

• No 6, Утро (Le Matin, D-dur, 1761)
• No 7, Полдень (Le Midi, C-dur, 1761)
• No 8, Вечер и буря (Le Soir e la tempesta, G-dur, 1761)
• No 22, Философ (Der Philosoph, Es-dur, 1764)
• No 26, Стенания (Lamentatlone, d-moll, ок. 1765)
• No 30, Аллилуйя (Alleluja, C-dur, 1765)
• No 31, С наигрышем рога, или На тяге (Mit dem Hornsignal, oder Auf dem Anstand, D-dur, 1765)
• No 43, Меркурий (Es-dur, до 1772)
• No 44, Траурная симфония (Trauersymphonie, e-moll, до 1772)
• No 45, Прощальная симфония (Abschiedssymphonie, называется также — Симфония при свечах, fis-moll, 1772)
• No 48, Мария Тереза (C-dur, 1773?)
• No 49, Страдание (La Passione, f-moll, 1768)
• No 53, Величественная (L’Imperiale, D-dur, ок. 1775)
• No 55, Школьный наставник (Der Schulmeister, Es-dur, 1774)
• No 59, Пламя (Feuersymphonie, A-dur, до 1769)
• No 60, Рассеянный (Simfonia per la commedia intitolata «Il Distratto», C-dur, не ранее 1775)
• No 63, Рокселана (La Roxelane, C-dur, 1777?)
• No 69, Лаудон (Laudon, C-dur, 1778–79)
• No 73, Охота (La Chasse, D-dur, 1781)
• No 82, Медведь (L’Ours, C-dur, 1786)
• No 83, Курица (La Poule, g-moll, 1785)
• No 85, Королева (La Reine de France, B-dur, 1785–86)
• No 92, Оксфордская (Oxford, G-dur, 1788?)
• No 94, С ударом литавр, или Сюрприз (Mit dem Paukenschlag, The Surprise, G-dur, 1791)
• No 100, Военная (Die Militarsymphonie, G-dur, 1794)
• No 101, Часы (Die Uhr, A-dur, 1794)
• No 103, С тремоло литавр (Mit dem Paukenwirbel, Es-dur, 1795)
• No 104, Соломон (D-dur, 1795)

Кроме того, симфонии:

• B-dur (ок. 1760)
• B-dur (первоначальная редакция струнного квартета ор. 1, No 5, 1754 или 1762)
• Симфония-концерт для скрипки, виолончели, гобоя, фагота и оркестра (B-dur, op. 84, 1792)

16 увертюр, в т. ч. к 11-и операм, 3-м ораториям и увертюры (C-dur и D-dur),

пассион для оркестра — Семь слов спасителя на кресте (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 фаготов, 4 валторн, 2 труб, ударных и струнных; по заказу кафедрального собора в Кадиксе, Испания, 1785, переложение для струнного квартета — ор. 51, 1787; в ораторию — ок. 1796)

Танцы:

• свыше 100 менуэтов для оркестра
• свыше 30 немецких танцев
• 6 маршей, в т. ч. венгерский национальный марш

Концерты для одного и нескольких инструментов с оркестром — 35 концертов, в т. ч.

• 11 для клавира
• 4 для скрипки
• 4 для виолончели
• 3 для валторны
• 2 для баритона (смычкового)
• по одному — для контрабаса, флейты, трубы, 2 баритонов, 2 валторн
• 5 для 2-колёсных лир
• 13 дивертисментов с клавиром

Для ансамбля инструментов

47 дивертисментов для разного состава инструментов, в т. ч.
• 8 ноктюрнов для 9 инструментов
• 9 скерцо и 6 сюит для 8 инструментов
• Детская симфония

83 струнных квартета для 2 скрипок, альта и виолончели, в т. ч. с названиями:
• 6 солнечных (Sonnenquartette, op. 20, No 4 — Ссора в Венеции — The Row in Venice, D-dur, 1772)
• 6 русских (Die russischen Quartetten, op. 33, называются также Девичьи — Jungfernquartette, No 3 — Птичий квартет — Vogelquartett, C-dur, 1781)
• 6 прусских (Die preussischen Quartetten, op. 50, No 6 — Лягушечий квартет — Froschquartett, D-dur, 1787)
• Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlцsers am Кreuzе, op. 51, переложение одноим. пассиона для орк., 1787)
• Жаворонок (Lerchenquartett, D-dur, op. 64, 1790)
• Всадник (Reiterquaitett, c-moll, op. 74 No 3, 1793)
• 6 Эрдёди-квартетов (Erdody-Quartette, op. 76; No 2 — квартет с менуэтом ведьм — Quintenquartett mit dem Hexenmenuett, d-moll, No 3 — Императорский — Kaiserquartett, C-dur; No 4 — Восход солнца — The Sunrise, B-dur, oк. 1797)
• Неоконченный (op. 103, B-dur, 1803)

Для 3 инструментов — трио:
• 41 трио для клавира, скрипки (или флейты) и виолончели
• 21 трио для 2 скрипок и виолончели
• 126 трио для баритона (смычкового), альта (скрипки) и виолончели
• 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Для 2 инструментов:
• 25 дуэтов для баритонов (смычковых) и виолончели с басом или без
• 6 дуэтов для скрипки и альта

Для фортепиано в 2 руки

52 сонаты для фортепиано
12 пьес для фортепиано, в т. ч.
• анданте с вариациями (f-moll 1793)
• ариетта с 18 (20) вариациями (A-dur до 1768)
• 6 легких вариаций (C-dur, 1790)
• 91 танец для клавира (в т. ч. 53 менуэта, 24 немецких танца, 5 контрдансов 8 в цыганском стиле, 1 кадриль и 1 английский танец)

Для фортепиано в 4 руки

• 2 пьесы, в т. ч. вариации (Учитель и ученик — Il Maestro e lo scolare)
• 32 пьесы для музыкальной шкатулки

Для голоса и голосов с сопровождением фортепиано

• 13 ансамблей, в т. ч. 9 квартетов (1799) и 4 терцета (1796)
• 4 дуэта (1796–1800)
• 47 песен для голоса с фортепиано
• 55 канонов и рондо
• обработки шотландских, ирландских и валлийских песен для 1–2 голосов с фортепиано или с трио (скрипка, виолончель и фортепиано, всего ок. 439 песен в т. ч.: 150 шотландских песен, изд. У. Непиром, 1792–1794; 187 шотландских, ирландских и валлийских песен на сл. Р. Бернса, В. Скотта и др., изд. Томпсоном, впервые в 1802; 65 разных песен, изд. У. Уайтом, 1804 и 1807, кроме того, 26 неопубликованных народных песен, указанных Гайдном в перечне сочинений),

Музыка к спектаклям

к итальянским комедиям:
• Удивительная маркиза (La Marchesa Nespola)
• Вдова (La Vedova)
• Врач (Il Dottore)
• Cгaнарелло (все соч.: в 1762, пост. в Эйзенштадте, 1762)

к пьесам:
• Пожар (Die Feuerbrunst, 1774)
• Рассеянный (Der Zerstreute, по одноим пьесе Ж. P. Реньяра, пост. 1774, Пресбург)
• Альфред, или Король-патриот (по пьесе «The Patriot King or Alfred and Elvira» Бикнелла, 1796)

Отдельные арии:

Гайдном включены в оперы других композиторов —
• «Школа ревнивых» Сальери (1780, Эстерхаза)
• «Ифигения в Тавриде» Траэтты (1786, Вена)
• «Редкое дело» Солера (1786, Вена)
• «L’amor artigiano» Гасмана (1794, Лондон)

Основные даты жизни и деятельности

• 1732 — 31 III. В дер. Рорау (Ниж. Австрия, хорв. назв. — Третник) у каретного мастера Матиаса Г. и его жены Анны Марии Коллер родился сын Франц Йозеф.
• 1738 — Воспитание Г. в гор. Хайнбурге у дальнего родственника, школьного учителя и регента И. М. Франка. — Г. поёт в хоре, приобретает начальные навыки игры на клавире и скрипке, обучается грамоте.
• 1740 — Г. — певчий капеллы собора св. Стефана в Вене (служил там до 1749). — Совершенствуется в игре на клавире, органе, скрипке. — Создаёт ряд произв., в т. ч. Salve regina на 12 гол., и др.
• 1749 — Увольнение из капеллы. — В бедственном положении Г. (в течение 10 лет) перебивается перепиской нот, уроками, случайными заработками в качестве органиста, скрипача, певца. — Работает аккомпаниатором у итал. композитора и педагога пения Н. Порпоры. — Самостоятельно изучает основы композиции по теоретич. трудам И. Фукса, И. Маттезона, Д. Кельнера; овладевает опытом предшественников и старших современников (в т. ч. Ф. Э. Баха).
• 1750 — Создание мессы F-dur, ряда дивертисментов для разл. составов, струн. трио, концертов для клавира.
• 1752 — Пост. в Вене зингшпиля Г. «Хромой бес».
• 1755 — Создание первых струн. квартетов.
• 1759–1761 — Служба у чеш. графа Морцина в имении Лукавице, близ Пльзеня, для капеллы к-рого Г. написал первые симфонии и др. произв.
• 1760 — Женитьба на Марии Анне Келлер.
• 1761 — Г. становится вице-капельмейстером князя П. А. Эстерхази в г. Эйзенштадте.
• 1762 — Начало дружбы с композитором К. Диттерсдорфом.
• 1763 — Произв. Г. впервые упомянуты в каталоге изд-ва Брейткопф и Хертель. — Пост. оперы-сериа «Ацис и Галатея» в Эйзенштадте.
• 1764 — Извещение о публикации произв. Г. в Париже.
• 1765 — Первое упоминание о Г. в англ. прессе. — Эстерхази указывает Г. на нерадивое выполнение им композиторских обязанностей (видимо, имелся в виду характер произв. Г. — слишком серьёзный, драматически напряжённый).
• 1766 — Г. вместе с Эстерхази переезжает в новую резиденцию — Эстерхаза (на озере Нёйзидлер-Зе, вдали от культурных центров). — Г. становится первым капельмейстером. — Первые отклики на творчество Г. в нем. и австр. печати.
• 1768 — Пожар в Эйзенштадте, уничтоживший ряд рукописей Г.- Пост. оперы-буффа «Аптекарь» (Эстерхаза).
• 1770 — Пост. опер-буффа «Аптекарь» во дворце Зуммерау в Вене, «Рыбачка» (Эстерхаза).
• 1772 — Квартеты Г. исполнены у К. В. Глюка в Вене. — И. Плейель становится учеником Г.
• 1773 — Исполнение в Эстерхазе в честь императрицы Марии Терезы оперы-буффа «Обманутая неверность», оперы для т-ра марионеток «Филемон и Бавкида».
• 1774 — Пост. в Пресбурге пьесы Реньера «Рассеянный» с инстр. антрактами Г.
• 1775 — Завершение оратории «Возвращение Товия» и её исполнение Обществом музыкантов в «Кернтнертортеатре» (Вена) под упр. Г. — Премьера оперы-буффа «Непредвиденная встреча» (Эстерхаза).
• 1776 — Получение заказа от имп. двора на сочинение оперы-буффа «Истинное постоянство». — Пост. пьесы «Рассеянный» с инстр. антрактами Г. в Венском гор. т-ре. — В лексиконе И. де Лука «Учёная Австрия» опубликована биография Г. — Второй пожар в Эйзенштадте, уничтоживший ряд рукописей Г.
• 1777 — Пост. оперы-буффа «Лунный мир» (Эстерхаза).
• 1778 — Г. подаёт прошение о приёме в Общество музыкантов в Вене.
• 1779 — Начало деловых отношений Г. с изд-вом Артария. — Первое исполнение симфоний Г. в Париже. — Пост. оперы-сериа «Необитаемый остров» (Эстерхаза). — Венское Общество музыкантов отказало Г. в приёме (Г. не согласился дать письменное обязательство о создании произв. для общества).
• 1780 — Открытие нового т-ра в резиденции Эстерхаза оперой-буффа «Вознаграждённая верность».
• 1781 — Лондонское изд-во У. Форстера устанавливает отношения с Г.
• 1782 — Пост. героико-комич. оперы «Роланд-паладин» (Эстерхаза). — Первое исп. симфоний Г. в Америке.
• 1784 — Первое упоминание о Г. в письмах В. А. Моцарта — Дирекция парижских концертов Олимпийской ложи предложила Г. написать 6 симфоний. — Неудовлетворённость Г. вынужденным пребыванием в резиденции Эстерхаза (письмо к Артария). — Исполнение оратории «Возвращение Товия» в Нац. придв. т-ре (Вена), оперы-буффа «Вознаграждённая верность» в «Кернтнертортеатре» (Вена), оперы-сериа «Армида» (Эстерхаза).
• 1785 — Посещение в Вене дома В. А. Моцарта, где исполнялись квартеты Г. — Встреча с Л. Моцартом. — Вступление Г. в масонскую ложу. — В. А. Моцарт посвятил Г. струн. квартеты. — Исполнение оперы-сериа «Необитаемый остров» в Нац. придв. т-ре в Вене, оперы-буффа «Истинное постоянство» в Пресбурге.
• 1786 — Исполнение пассиона для орк. «Семь слов спасителя на кресте» в Кадисе.
• 1787 — Г. дирижировал концертом (академией) в Граце.
• 1788 — Начало деловых отношений с изд-вом Лонгмен и Бродерип (Лондон).
• 1789 — Изд-во Брейткопф устанавливает постоянные отношения с Г.
• 1790 — Пост. оперы-буффа «Истинное постоянство» в т-ре «Ан дер Ландштрассе» в Вене в присутствии Г. — Г. тяготит пребывание в резиденции Эстерхаза (вдали от Вены). — Князь А. Эстерхази распускает капеллу; за Г. сохраняются звание капельмейстера, оклад и пенсия. — Г. уезжает в Лондон и по дороге посещает Бонн, где, возможно, состоялась его встреча с Л. Бетховеном.
• 1791–92 — Пребывание Т. в Лондоне. — Исполнение произв. Г. в Абонементных концертах скрипачом И. П. Заломоном и в Профессиональных концертах Скрипачом В. Крамером. — Г. знакомится с творчеством Г. Ф. Генделя. — Исполнение под упр. Г. пассиона для оркестра «Семь слов спасителя на кресте». — Г. присуждена степень почётного д-ра Оксфордского ун-та. — В «Т-ре ан дер Вин» (Вена) пост. оперы «Роланд-паладин». — Концерт в честь Г. в венском парке «Аугартен». — Исполнение опер-буффа «Вознаграждённая верность» (Грац), «Истинное постоянство» (Брюнн). — В ноябре 1792 учеником Г. становится Л. Бетховен.
• 1794–95 — Вторая поездка в Англию. — Выступления в концертах. — В августе — возвращение в Вену. — Л. Бетховен исполняет у князя Лихновского сонаты для фп., посвящ. Г.
• 1796 — Исполнение мессы «С литаврами» в Эйзенштадте.
• 1797 — Исполнение оперы-сериа «Армида» в «Т-ре ан дер Вин» (Вена) в пользу оркестра. — Общество музыкантов принимает Г. в свои ряды.
• 1798 — Г. дирижирует в концерте Общества музыкантов ораторией «Семь слов спасителя на кресте». — Г. становится членом Шведской корол. академии.
• 1799 — Первое открытое исполнение оратории «Сотворение мира» («Кернтнертортеатр», Вена).
• 1800 — Исполнение оратории «Сотворение мира» в Будапеште (под упр. Г.), в Петербурге, Москве и Париже.
• 1801 — Общество заслуг (Голландия) избирает Г. своим почётным членом. — Г. избран чл. Ин-та Франции. — Завершение оратории «Времена года», исполнение оратории в Вене сначала в закрытом, потом в открытом концертах.
• 1803 — Исполнение оратории «Сотворение мира» в «Бург-театре» и вручение Г. золотой медали гор. Вены.
• 1804 — Г. избран почётным гражданином гор. Вены и почётным чл. муз. об-ва гор. Лайбаха (ныне г. Любляна).
• 1805 — Г. составляет список своих сочинений («Перечень всех произведений, которые и в состоянии сейчас вспомнить, созданных мною между 18-м и 73-м годами моей жизни» — каталог Эльслера). — Л. Керубини вручил Г. диплом члена Парижской консерватории.
• 1808 — Последнее появление Г. в концерте на исполнении оратории «Сотворение мира» в зале Старого ун-та (Вена). — Г. избран почётным чл. Филармонич. об-ва в Петербурге.
• 1809 — 31 V. Смерть композитора.

Тематические и библиографические указатели:

Аrtаria F., Verzeichnis der musikalischen Autographen von Joseph Haydn, W., 1893; Saint-Foix G. de, Les manuscripts et les copies d’oeuvres de Joseph Haydn, а la Bibliotheque du Conservatoire, «Revue de Musicologie», XV, 1931; Laurencie L. de la, L’apparition des oeuvres de Haydn, а Paris, «Revue de Musicologie», XVI, 1932 (Tome XIII), Lachmann R., Die Haydn-Autographen der Staatsbibliothek zu Berlin, Sonderdruck aus der «Zeitschrift fur Musikwissenschaft», XIV, 1931/32; Koch L., Joseph Haydn 1732–1809. Bibliographie Festgabe der Budapester Stadtbibliothek, Bdpst, 1932; Hoboken A. von, Joseph Haydn Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis, Bd l — Instrumentalwerke, Mainz, 1957; Vecsey J., Haydns Werke in der Musiksammlung der National Szechenyi Bibliothek in Budapest, Bdpst, 1960.

Письма, материалы:

Musikerbriefe, hrsg. von L. Nohl, Lpz., 1867, 1873 L., 1867, R., 1867; La Mara (M. Lipsius), Musikerbriefe aus funf Jahrhunderten (Nach den Urhandschriften erstmals hrsg.), Bd. 1–2, Lpz., 1886; Joseph Haydns handschriftliches Tagebuch aus der Zeit seines zweiten Aufenthaltens in London, 1794 und 1795, hrsg. von J. E. Engl, Lpz., 1909; Orel A., Wiener Musikerbriefe aus zwei Jahrhunderten, W., 1925; Drei Haydn-Kataloge in Faksimile. Mit Einleitung und erganzenden Themenverzeichnissen von J. R. Larsen, Kph., 1941; Rutz H., Joseph Haydn. Dokumente seines Lebens und Schaffens, Munch., 1953; Barbaud P., Haydn, P., 1957; Joseph Haydn, Gesammelte Briefe und Aufzeichnungen, hrsg. v. D. Bartha, Kassel, 1965.

Литература:

Сepoв A. H., Письмо к одной даме по случаю оратории Гайдна «Die Schцpfung», «Пантеон», 1852, No 3, то же, Избранные статьи, т. 2, M., 1957, с. 81–88; Ла-Mapa, Музыкально-характеристические этюды, пер. с нем., т. 2, M., 1889, с. 229–314; Ник P. (Финдейзен H. P.), Музыка Гайдна в России, «РМГ», 1909, No 20–21; Рабинович А. С., Гайдн, Л., 1930, 1937; Стендаль, Письма о прославленном композиторе Гайдне, Собр. cоч., т. 8, Л., 1959; Альшванг А., Й. Гайдн, M., 1947; Вольман Б., Наследие Гайдна в России, «СМ», 1959, No 6; Кремлёв Ю., Путь Гайдна, там же; Штейнпресс Б., Музыка Гайдна в России при жизни композитора, в кн.: Музыкальное исполнительство. Шестой сборник статей, M., 1970; Кремлев Ю. А., Йозеф Гайдн Очерк жизни и творчества, M., 1972; Griesinger G. A., Haydn. Biographische Nachrichten, «Allgemeine musikalische Zeitung», XI, 1808–09, его же, Biographische Notizen uber Joseph Haydn, Lpz., 1810, W., 1954; Mayr S., Brevi notizie della vita e delle opere di Giuseppe Haydn, Bergamo 1809; Dies A. Chr., Biographische Nachrichten von Joseph Haydn nach mundlichen Nachrichten desselben, W., 1810, neue Aufl., neu hrsg. von H. Seeger, B., 1959; Carpani G., Le Haydine…, Mil., 1812, Padova, 1823; Вurkli G., Biographie von Joseph Haydn, в сб.: Neujahrsstucke der Allgemeinen Musikgesellschaft, H. 18–19, Z., 1830–31; Karajan Th. G. von, Joseph Haydn m London 1791 und 1792 W., 1861; Wurzbach С. von, Joseph Haydn und sein Bruder Michael, W., 1862; Rohl С. F., Joseph Haydn, Bd l-3, В. — Lpz., 1875–1927 (с использованием материала автора закончено Г. Ботштибером), Кuhac Fr. X., Josip Haydn i hrvatske narodne popievke, Zagreb, 1880; Sehneriсh A., Der Messentypus von Haydn bis Schubert, W., 1892; его же, Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. — Lpz., 1909, его we, Joseph Haydn. Leben und Wirken des grossen Meisters, W., 1922, Z — Lpz. -W., 1926; Hadow W. H., A Croatian composer. Notes toward the study of Joseph Haydn, L., 1897, L., 1928 (in Collected essays); Wendschuh L., Uber Joseph Haydns Opern, Halle, 1896; Schmidt L., Joseph Haydn, B., 1898, 1906; Sandberger A., Zur Geschichte des Haydnsclien Streichquartetts, в кн. Gesammelte Aufsдtze, I, Mьnch, 1921, его же, Zur Entstehung von Haydns «Sieben Worte des Erlцsers am Kreuze» там же; Artаria F. und Botstiber H., Joseph Haydn und das Verlagshaus Artaria, W., 1909; Вrenet M., Haydn, R., 1909, Oxf., 1926; Hase H. von, Joseph Haydn und Breitkopf und Hдrtel, Lpz., 1909; Wyzewa Th. de, A propos du Centenaire de Haydn, «Revue des deux mondes», 1909 15. VI; Major E., Ungarische Tanzmelodien in Haydns Bearbeitung, «ZfMw», II, 1920; Blume Fr., Joseph Haydns kunstlerische Personlichkeit in seinen Streichquartetten, «JbP», XXXVIII, Lpz., 1931; Sсоtt M. M., Haydn’s «83», a study of the complete edition, «ML», XI 1930; её же, Haydn’s opus two and opus three, «Proceedings of the Royal Musical Association», LXII, 1935/36; её же, Haydn and folksong, «ML», XXXI, 1950, Adler G., Haydn and the viennese classical school, «MQ», XVIII, H. 2, 1932; Geiringer K., Joseph Haydn, Potsdam, 1932 (на англ. яз., N. Y., 1941); его жe, Haydn A. creative life in music, N. Y., 1946, 1963 (совм с Irene Geiringer); его же, Haydn’s sketches for «The Creation», «MQ», XVIII, 1932; его же, Haydn and the folksong of the British Isles, «MQ», XXXV, 1949, Коbald K., Joseph Haydn, W., 1932, Strunk W. O., Haydn’s divertimenti for baryton, viola and bass, «MQ», XVIII, No 2, 1932; Deutsch O. E., Haydns Kanons, «ZfMw», XV, 1932; Schmid E. Fr., Joseph Haydn Ein Buch von Vorfahren und Heimat des Meisters, Bd. 1–2, Kassel, 1934; Larsen J. P., Die Haydn-Uberlieferung, Kph., 1939; Hopkinson C., Oldman С. В., Thomson’s collections of national song…, Edin., 1940; Wirth H., Joseph Haydn als Dramatiker, Wolfenbuttel — B., 1940; Therstappen H. J., Joseph Haydns sinfonisches Vermachtnis, Wolfenbuttel — B., 1941; Brand С. W., Die Messen von Joseph Haydn, В. — Wьrzburg, 1941 (Diss.); Radcliffe Ph., The piano sonatas of Joseph Haydn, «MR», VII, 1946; Reich W., Joseph Haydn. Leben. Briefe. Schaffen, Luzern, 1946; его же, Joseph Haydn. Chronik seines Lebens in Selbstzeugnissen…, Z., 1962; Jасоb H. E., Joseph Haydn. His arts, times and glory, L., 1950 (на нем яз., Hamb., 1952); Hughes R. S. M., Haydn, L. — N. Y., 1950 L., 1963; Nowak L., Joseph Haydn, W. — Lpz. — Z., 1951, W., 1959; Sandheimer R., Haydn. A historical and psychological study based on his quartette, L., 1951, 1959; Landon H. С. R., The symphonies of Joseph Haydn, L., 1955; его же, Supplement to the symphonies of Joseph Haydn, L., 1961; Worbs H. Chr., Die Sinfonik Haydns, Herdenau /Sa., 1956, Вartha D., Sоmfai L., Haydn als Opernkapellmeister, Bdpst, 1960; Seeger H., Joseph Haydn, Lpz., 1961; Das Haydn-Jahrbuch Hrsg. von H. С. R. Landon, Bd 1–5, W., 1962–67; Haydn-Studien Bd. 1–2, Munch — Kцln, 1965–69; Steinpress B., Haydns Oratorien in Russland zu Lebzeiten des Komponisten, в кн. Haydn-Studien, Bd. 2, H. 2, Koln, 1969.

П. А. Вульфиус
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама