Saint-Petersburg Opera
Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» — оперный театр в Санкт-Петербурге. Театр располагается в небольшом, но очень уютном особняке барона фон Дервиза. Количество мест в зрительном зале — 154.
Камерный музыкальный театр основан в 1987 году в Ленинграде ведущим музыкальным режиссером России, снискавшим славу новатора оперного искусства, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска», «Золотой софит», Народным артистом России Юрием Александровым. Творческая лаборатория «Санктъ-Петербургъ Опера», как это задумывалось режиссером изначально, со временем реорганизовалась в профессиональный Государственный театр, хорошо известный не только в нашей стране, но и далеко за пределами российского оперного пространства.
Несмотря на молодость, театр уже имеет богатую творческую биографию. За двадцать три сезона Камерный театр сформировался как единый творческий организм с уникальной, своеобразной программой. В труппе театра — талантливые солисты, музыканты, многие из которых — заслуженные артисты России, лауреаты и дипломанты Международных, Всероссийских конкурсов. В репертуаре «Санктъ-Петербургъ Оперы» представлена вся палитра жанров оперного искусства — от комической оперы, оперы-буфф до музыкальных драм, включая оперы современных авторов: «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, «Сокол» Бортнянского, «Белая роза» Циммермана, «Верую» Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря», «Пятое путешествие Христофора Колумба» Смелкова, «Колокольчик», «Рита» Доницетти, «Евгений Онегин» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского (в 1996 году номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска»), «Игроки — 1942» Шостаковича (в 1997 году удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая режиссерская работа в музыкальном театре», в 1998 году номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска»), «Риголетто» Верди (в 1998 году номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска»), «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Маттуса (в 1999 году удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший оперный спектакль»), «Пиковая дама» Чайковского (в 2000 году номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска»), «Прекрасная Елена» Оффенбаха, «Антиформалистический раек» Шостаковича, «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Дон Паскуале», «Петр Великий — Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии» Доницетти, «Джанни Скикки» Пуччини и другие.
Театром «Санктъ-Петербургъ Опера» осуществлены постановки опер, которые идут в Петербурге только на сцене Камерного театра — «Рита», «Колокольчик», Доницетти, «Сокол» Бортнянского, «Тайный брак» Чимарозы, «Игроки — 1942», «Антиформалистический раек» Шостаковича, «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Петр Великий — Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии» Доницетти. Почти все эти оперы поставлены впервые в России.
Театр гастролировал в Финляндии, Швейцарии, Германии, США, Москве, многих городах России. В 1997 году театр организовал и провел фестиваль музыки Гаэтано Доницетти, на котором впервые в России был исполнен «Реквием» итальянского композитора.
Очень долго театр не имел своей площадки и, наконец, обрел свой Дом. Им стал особняк барона фон Дервиза, который находится в центре старого Петербурга на улице Галерной, 33. Открытие отреставрированного здания состоялось в день юбилея Санкт-Петербурга — 27 мая 2003 года. И первая премьера, начавшая новый виток истории «Санктъ-Петербургъ Оперы» стала европейской музыкальной сенсацией — шутливая мелодрама Гаэтано Доницетти «Петр Великий — Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии».
Небольшой уютный особняк по улице Галерной, принадлежавший на рубеже XIX — XX веков барону С.П. фон Дервизу, имеет богатую музыкально-театральную историю.
В конце XIX столетия здесь шли спектакли «Дома интермедий», которые ставил работавший в то время под псевдонимом «Доктор Дапертутто» Всеволод Мейерхольд. В них принимали участие поэт и музыкант М. Кузмин, художники Н. Сапунов и С. Судейкин, артисты Н. Петров, Б. Казарова-Волкова. В качестве зрителей бывали К. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, Е. Вахтангов, А. Чехов и многие другие деятели искусства. С 1915 года дом стал называться «Концертно-театральным залом», в котором устраивались концерты с участием Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Дункан. Концерты и спектакли проходили в большом Белом зале со специально оборудованной сценой. Здесь чудом (после устраиваемых в советское время клубных мероприятий) сохранился интерьер: барочная лепнина стен со скульптурами, символизирующими виды искусства, парящий Гений с лирой в руках над богато убранным порталом сцены, герб фон Дервизов на стеклах парадных дверей.
Сохранились и другие интерьеры особняка: роскошная Мавританская гостиная, покрытая позолоченным орнаментом, украшенная живописным панно Кленовая гостиная, сделанный в виде причудливого грота Зимний сад.
Первым владельцем особняка был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII века кабинет-министр при Анне Иоанновне А.П. Волынский, казненный в 1740 году за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И. Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репину. В 1870 году архитектор Ф.Л. Миллер переделывает фасад и надстраивает еще один корпус. В 1883 году дом купил барон С.П. фон Дервиз. Архитектор П.П. Шрейбер перестраивает дома со стороны Английской набережной и Галерной улицы, объединив их общим фасадом.
Сергей Павлович фон Дервиз (1863 — 1918) — потомок старинного рода Визе, происходившего из Германии. В середине XVIII века Иоанн-Адольф Визе, служивший в Швеции, перешел на русскую службу в качестве юстиц-советника и был возведен в дворянское достоинство Священной Римской империей, с прибавкой «фон дер». Сын Сергей имел чин действительного тайного советника и звание камергера высочайшего двора. Ему принадлежали рудники и поместья в Киевской, Рязанской и Ориенбургской губерниях. Он, как и его мать, прославился своей благотворительной деятельностью.
Основное внимание было уделено интерьерам дома, которые по моде того времени были выполнены в разных стилях. В 1902 году дом со стороны набережной был надстроен на два этажа, утратив при этом вид особняка. В 1909 году С.П. фон Дервиз продал дом, разделив его на три части. Первую купила жена генерал-лейтенанта А.А. Игнатьева, левую (включая особняк на Галерной) — Н.Н. Шебеко. Особняк подвергся реконструкции по проектору архитектора А.П. Максимова и в таком виде дошел до наших дней.
В 1911 — 1913 годах здесь располагался «Дом интермедий» В. Мейерхольда — новаторский, богемный театр-ресторан со своеобразным репертуаром. С 1913 года — театральный зал Н. Шебеко. После революции — райком РКПб, Союз металлистов, Эстонский дом просвещения. С 1946 по 1991 годы — клуб «Маяк».
27 мая 2003 года в день 300-летия Санкт-Петербурга после долгой реставрации особняк вновь стал театральным домом. Здесь звучит оперная и симфоническая музыка, рождаются новые постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», который основал и возглавляет Юрий Александров.
Источник: официальный сайт театра