Ленинград (Санкт-Петербург)

Категории словаря

Ленинград (Санкт-Петербург) — крупнейший наряду с Москвой центр музыкальной культуры СССР. Музыкальная жизнь, преимущественно светские её формы, начинается в Петербурге в первые годы существования города. В торжествах по случаю победы над шведами и основания Петербурга (май 1703) участвовал хор. Позднее Пётр I перевёл своих певчих, т. н. государевых дьяков, в новую столицу, пополнил хор певцами из др. хоров страны, в т. ч. из «патриаршего». Так закладывается основа будущей Придворной певческой капеллы (см. Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки). На празднествах в честь воен. побед Петра I (в т. ч. под Полтавой в 1709) выступали под открытым небом большие дух. ансамбли (новая в России форма обществ. музицирования). С 1711 в каждой воинской части Петерб. гарнизона создавался дух. оркестр. В 1718 официальным указом введены «ассамблеи» (до 30 в год; в них участвовали инстр. ансамбли) — балы и собрания для дворянства и купечества. Свои инстр. капеллы создавали нек-рые вельможи — А. Д. Меншиков, Ф. А. Головин, П. А. Ягужинский и др. При домашнем т-ре сестры Петра I Наталии Алексеевны имелся оркестр из 16 рус. музыкантов. В 1722–23 построено театр. здание (близ Адмиралтейства). Муз.-театр. развлечения становятся регламентированными, строго обязательными для высших кругов Петербурга. В кон. 1720-х гг. гастролировали франц. и нем. труппы, в 1730–31 и 1733–35 — итал. труппа. В 1736 создана придв. итал. опера, в спектаклях к-рой участвовали рус. певчие и оркестранты. В 1738 открыта первая рус. балетная школа. К этому времени широко распространяется бытовая музыка — вокальная (канты), инструментальная — для разл. ансамблей (клавесина, скрипки, флейты, гуслей). В 1750-е гг. чех Я. А. Мареш создал роговой оркестр. Наряду с придворными устраивались частные представления и концерты, в т. ч. оркестровые. Первое объявление о частном публич. концерте появилось в «Санктпетербургских ведомостях» в 1746. Мн. оркестранты пользовались инструментами работы петерб. мастеров.

Первые мастера муз. инструментов (арфы, лютни, скрипки, контрабасы и др.) в Петербурге появились в нач. 18 в. Здесь работал скрипич. мастер И. А. Батов, инструменты к-рого впоследствии ценились наравне с итальянскими. В нач. 19 в. открылись мастерские дух. инструментов. Началось производство клавишных инструментов фирм «Беккер» (1841), «Шредер» (1874).

Во 2-й пол. 18 в. Петербург становится одним из видных европ. центров муз. культуры. Его посещают иностр. гастролёры — певцы и певицы К. Габриелли, А. Б. Сартори, Л. Тоди и др., скрипачи А. Лолли, И. Г. Зар, М. Сирмен, Г. Пуньяни, И. Ярнович, пианисты аббат Фоглер, ученица Моцарта Шульц и др. исполнители-инструменталисты. Многие иностр. музыканты поселялись в Петербурге. Здесь работали итал. комп. Ф. Арайя (1735–59, с перерывами), В. Манфредини (1758–69 и 1798–99), Б. Галуппи (1765–68), Дж. Паизиелло (1776–83), Т. Траэтта (1768–75), Дж. Сарти (1784–1802), Д. Чимароза (1789–91). В 1723 в Петербурге появилась в рукописи «Мусикийская грамматика» Н. П. Дилецкого на укр. яз. Издаются первые муз.-теоретич. труды (сначала на иностр. языках). Академик Л. Эйлер опубликовал исследование по муз. акустике (1739), академик Я. Штелин — «Историческое описание оного театрального действия, которое называется опера» (1738), позднее — «Известия об искусстве танца и балетах в России» (1769), «Известия о музыке в России» (1770).

В 1755 при дворе поставлена первая созданная на рус. либр. опера «Цефал и Прокрис» Ф. Арайи на текст А. П. Сумарокова.

В 1780-е гг. выдвинулись талантливые комп. Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин. В концертах наряду с иностр. гастролёрами участвовали рус. артисты, среди к-рых выделялись скрипач придв. оркестра, виртуоз и комп. И. Е. Хандошкин, певица Е. С. Сандунова (в 1790–94 выступала под фамилией Уранова).

Стало модным обучение игре на разл. инструментах. В 1760 появляются объявления в газетах об уроках фп. игры, в 1776 — об уроках игры на арфе, к-рая в кон. 18 в. приобрела популярность как инструмент для домашнего музицирования.

В 1751 был издан первый рус. муз. сб. «Между делом безделье, или Собрание разных песен», составленный просвещённым любителем музыки Г. Н. Тепловым. В 1780-90-е гг. выходили «Журнал итальянского театра», «Гитарный журнал», сб-ки клавирной, фп. музыки, содержавшие популярные оперные арии, обр. отрывков из опер и нар. песен, танцы и др. В 1795 впервые упоминается нотная типография И. Д. Герстенберга. В 1798 открылась первая нотная б-ка (при «Музыкальной лавке» бр. Шпревиц).

Усилиями многочисл. любителей музыки в 1772 был организован «Муз. клуб» для исп. камерной и орк. музыки; позднее в него вошли также проф. музыканты и артисты, возникло новое муз. об-во (1778). Повысился уровень Придв. певч. капеллы; её певчие проходили начальную подготовку в Глухове (Украина), в капелле они совершенствовались, получали проф. муз. образование. С капеллой связана деятельность певцов и комп. М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского (с 1779 — капельмейстер; в 1796–1825 директор). В 1783 учреждён Комитет по управлению театр. зрелищами и музыкой. Т-р ещё не был дифференцирован: драм. и оперные спектакли ставились на одной и той же сцене, исполнялись теми же артистами. Кроме придв. Эрмитажного т-ра (1783–84), функционировали Деревянный т-р на Царицыном лугу (построен в 1757; арендован К. Книпером в 1779; существовал до 1797); Каменный (Большой) т-р на Театр. площади (1783).

В кон. 18 в. концерты давались во дворцах графов Строгановых на Невском проспекте, князей Голицыных (построен В. Растрелли в сер. 18 в.; арендован для этой цели французом Леоном, 1790–1803), генерала Щербачёва (у Семёновского моста на Фонтанке), в зале и садовой галерее Аничкова дворца, в зале Пажеского корпуса; часто давались концерты также в доме Вольного экономич. об-ва (угол Невского пр. и Адмиралтейской площади).

С нач. 19 в. муз. жизнь столицы активизируется. Филармонич. об-во (осн. в 1802) устраивает симф. и ораториальные концерты с классич. репертуаром (оратории Г. Генделя и Й. Гайдна, Реквием В. А. Моцарта, впервые — 26 III 1824 — «Торжественная месса» Л. Бетховена). В кон. 1830-х гг. организуются концерты (т. н. Муз. упражнения) для студентов ун-та (и для широкой аудитории); возникли Об-во любителей музыки, Симф. об-во (осн. в 1840 А. Ф. Львовым для исп. зап.-европ. музыки).

В концертах и на оперной сцене в 1-й пол. 19 в. выступали рус. и иностр. исполнители: Е. С. Сандунова (1790, 1813–23), Дж. Филд (1802–21), Б. Ромберг (1811–12, 1822–27), И. Н. Гуммель (1822), К. Липиньский (20-е — 30-е гг.), Г. Зонтаг (1830), А. Л. Гензельт (с 1838), А. Вьётан (1838, 1845–52), У. Булль (1838), Ф. Лист (1842, 1843), П. Виардо-Гарсиа (1843–46, 1853), К. Шуман (1844), Г. Берлиоз (1847) и др. Особую роль в истории петерб. рус. оперы сыграли О. А. Петров (1830–78) и А. Я. Петрова-Воробьёва (1835–47).

Важное значение приобрела Придв. певч. капелла. В 1837–39 её муз. рук. был М. И. Глинка. Хор капеллы участвовал в публич. концертах (исполнение ораторий). Среди воспитанников — С. И. Давыдов, А. Е. Варламов, работавший в Петербурге в 1823–32 и с 1845 (в 1829 преподавал в капелле), С. С. Гулак-Артемовский.

С Петербургом связана творческая деятельность А. Н. Верстовского (1819–23), К. А. Кавоса, к-рый в 1798–1840 руководил здесь рус. оперой (был также автором мн. произв.), М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Развивалась муз. критика. Её видные представители — В. Ф. Одоевский (с 1820-х гг.), В. П. Боткин (1830-50-е гг.), О. И. Сенковский (1834–44). Открываются Михайловский т-р (1833, арх. А. П. Брюллов, перестроен в 1859 арх. А. К. Кавосом), Каменный (Большой) т-р (перестроен в 1836; пост. «Иван Сусанин», 1836, и «Руслан и Людмила», 1842); в помещении Т-ра-цирка пост. «Русалка» (1856). Концерты устраивались в зале мадам Энгельгардт (быв. зал дома кн. Голицыных, в 1829 перестроен П. Жако), с нач. 1840-х гг. — в зале Дворянского собрания (построен в 1834–39, арх. П. Жако, фасад по проекту К. Росси).

Стали популярными летние концерты в парках, в Заведении минеральных вод в Новой Деревне (с кон. 1830-х гг.), на даче Кушелева-Безбородко, в Павловском вокзале (с 1838) и др. Развивается домашнее музицирование (пение, игра на фп., арфе, гитаре). Для любителей издаются бытовые романсы, танцы, фп. переложения фрагментов из опер. Функционирует неск. муз.-издат. фирм — Г. Дальмаса (1800, с 1829 перешла к М. И. Бернарду), К. Р. Клевера (1808), Л. А. Снегирёва (1836), В. Д. Деноткина (1840) и др. С 1839 регулярно выходил муз. журн. «Нувеллист» (издавался Бернардом до 1917), печатавший вок. и фп. пьесы рус. композиторов. К нач. 1850-х гг. в Петербурге было 16 нотных магазинов и 5 муз. б-к.

Расцвет рус. муз. культуры связан с Петербургом, где работали крупнейшие рус. музыканты 1860-х гг. Здесь возникло объединение молодых композиторов, вошедшее в историю под назв. «Могучей кучки», развернулась деятельность А. Г. Рубинштейна, А. Н. Серова, работали В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, Г. А. Ларош, учился П. И. Чайковский.

В 1859 А. Г. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество (РМО), к-рое ежегодно в течение 60 лет давало до 20 концертов. В 1862 М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным организована Бесплатная музыкальная школа, популяризировавшая новую музыку (гл. обр. в демократич. среде).

По инициативе А. Г. Рубинштейна при РМО в 1860 открылись муз. классы, в к-рых преподавали А. П. Лодий, Г. Ниссен-Саломан, Л. Пиччоли (пение) и О. И. Дютш (теория музыки); с осени 1861 — Г. И. Венявский (скрипка), Н. И. Заремба (теория), Ф. О. Лешетицкий (фп.), Г. Я. Ломакин (пение), К. Б. Шуберт (виолончель). На основе муз. классов в 1862 открылась первая рус. консерватория (первоначально помещалась в особняке Демидова, на углу Мойки и Демидова переулка). Среди её первых выпускников (1865) — П. И. Чайковский и Г. А. Ларош. В дальнейшем Петерб. консерваторию окончили мн. видные деятели рус. муз. культуры, в т. ч. А. Н. Есипова, А. К. Лядов, А. В. Вержбилович, В. И. Сафонов и др. В числе выпускников предреволюционных лет — С. С. Прокофьев, Н. И. Голубовская, Ю. Н. Тюлин. Всё более расширяя свой состав, консерватория получила помещение в доме на Загородном проезде (у Пяти углов), затем казённое здание на Театральной улице и, наконец, совр. помещение на Театральной площади (перестроено из Каменного т-ра в 1896, арх. В. В. Николя). Пед. деятельность в ней вели Н. А. Римский-Корсаков (1871–1908), А. К. Глазунов (1899–1928; в 1905–28 директор), А. К. Лядов (1878–1914) и др. Большую роль играла консерватория в развитии нац. муз. культур. Здесь получили образование латышские музыканты А. Юрьян, Я. Витол, Э. Дарзинь, Э. Мелнгайлис и др.; эстонские, в т. ч. А. Капп, армянские, в т. ч. М. Екмалян, грузинские, в т. ч. М. А. Баланчивадзе, азербайджанец У. Гаджибеков, украинец Н. В. Лысенко, а также поляк В. Малишевский и классик молд. и рум. музыки Г. Музыческу. Петерб. исполнит. школа через учеников А. Г. Рубинштейна, А. Н. Есипову, Л. С. Ауэра, А. В. Вержбиловича и др. получила распространение в др. странах.

В 1860 открылся Мариинский т-р (быв. Театр-цирк, перестроен арх. А. К. Кавосом после пожара 1859), сыгравший значит. роль в развитии рус. оперной культуры. Здесь состоялись премьеры «Псковитянки» (1873), «Бориса Годунова» (1874), «Снегурочки» (1882), «Демона» (1875), «Кузнеца Вакулы» (1876), «Пиковой дамы» (1890), «Князя Игоря» (1890), «Сказания о невидимом граде Китеже» (1907) и др. опер рус. композиторов. Оперные дирижёры т-ра — К. Н. Лядов (до 1869) и Э. Ф. Направник (1869–1914), Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс и др. В результате успехов рус. труппы дирекция императорских т-ров была вынуждена в 1885 распустить постоянную итал. оперную труппу (выступала с 1830-х гг.).

В 1885 известный меценат М. П. Беляев организовал «Русские симфонические концерты» (в программах — только рус. музыка; за первые 25 лет состоялось 93 концерта), в 1891 — квартетные вечера. В 1882 был создан постоянный симф. коллектив — Придв. оркестр (рук. Г. Варлих). С 1903 регулярно проводились абонементные симф. «Концерты А. И. Зилоти», с 1910 — гастроли «Концертов С. А. Кусевицкого».

В разное время в качестве дирижёров в Петербурге выступали Л. С. Ауэр, М. А. Балакирев, В. И. Сафонов; гастролировали Г. Берлиоз, И. Штраус-сын, Г. Бюлов, А. Дворжак, Г. Малер, В. Менгельберг, Ф. Мотль, А. Никиш, Р. Штраус и др.; пианисты — Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман; виолончелист П. Касальс и др. Высокого художеств. уровня достигла Придв. капелла под рук. Балакирева (1883–94), помощником управляющего и педагогом муз. классов был Н. А. Римский-Корсаков (1883–95); Балакирева сменил А. С. Аренский. В 1880 организован хор А. А. Архангельского, в 1887 В. В. Андреевым — первый в России оркестр рус. нар. инструментов (Великорусский оркестр).

Продолжает развиваться нотно-издат. дело. В 1850 организуются 2 крупные фирмы — Бернарда и Стелловского, поглотившие ранее существовавшие более мелкие фирмы (в 1886 изд-во Стелловского перешло к А. Б. Гутхейлю.) Неск. фирм, открывшихся в 1851–1860, переходит к П. И. Юргенсону (петерб. отделение — с 1870). В 1869 создана фирма Бесселя. Из Петербурга осуществлялось руководство всеми делами фирмы «M. P. Беляев» в Лейпциге. Расширяется сеть муз. магазинов, увеличивается выпуск нотных приложений к газетам и журналам, открываются публич. нотные б-ки (см. Библиотеки музыкальные).

В Петербурге издавались журн. «Музыкальный и театральный вестник» (1856–57, до 1860 под назв. «Театральный и музыкальный вестник», с нотным приложением, ред. М. Раппопорт, с 1858 — Ф. Т. Стелловский, в 1860 — А. А. Григорьев), в к-ром публиковал статьи Серов, «Музыкальный листок» (1872–77, с перерывами; ред.-издатель Бессель), позднее «Музыкальное обозрение» (1885–88, ред. Бессель, осн. сотрудник — Ц. А. Кюи), «Русская музыкальная газета» (1894–1918, ред. H. P. Финдейзен), в 1915–17 выходил ежемесячник «Музыкальный современник» (ред. А. Н. Римский-Корсаков). В этих журналах, а также в др. общих изданиях печатались статьи Игоря Глебова (Б. В. Асафьева), Я. Я. Витола (И. И. Витоль), В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского и др.

В 1898 возникло Об-во распространения муз. знаний им. Глинки. В 1905 появились преим. нелегальные издания революц. песен. В предреволюц. годы были созданы рабочие хоры на Обуховском, Путиловском и др. заводах, кружки хор. пения и нотной грамоты в рабочих клубах; пропаганда посредством песни сочеталась в них с муз. просвещением широкой демократич. аудитории (читались лекции о композиторах, выступали артисты). Были организованы благотворит. и «народные» бесплатные концерты в Гор. думе, Политехнич. ин-те, на Путиловском заводе и др. В 1909 открылся Оперный т-р Нар. дома (Об-ва попечительства нар. трезвости). С 1912 в помещении Большого зала консерватории стал давать общедоступные спектакли Театр муз. драмы (организатор и худ. рук. И. М. Лапицкий, дирижёр М. А. Бихтер). В 1919 оба т-ра объединились в Гос. большой оперный театр, к-рый существовал до 1923.

После Великой Окт. социалистич. революции изменился характер деятельности муз.-конц. и творч. учреждений. Иск-во, призванное служить народу, вызвало к жизни новые формы творчества — обществ. музицирование, монументальные постановки. Возникают грандиозные театрализованные действа на открытом воздухе («Гимн освобождённому труду» — 1 V 1920, у Фондовой биржи; «Взятие Зимнего» — 7 XI 1920, на площади Урицкого, и др.) с участием больших хор. и орк. коллективов. Развивается рабочая и красноармейская художеств. самодеятельность, большое значение в муз. жизни Л. приобрели массовые олимпиады, к-рыми руководил хор. дирижёр И. В. Немцов. В 1927 в олимпиаде участвовало 6000 чел., в 1930 — 12 000 чсл. Организуются выступления «Живых газет», «Синих блуз», концерты-митинги, выездные концерты-лекции на рабочих окраинах и в пригородах Петрограда. Огромный размах приобрела культ.-просвет. работа в воинских частях Петрограда.

В первые месяцы Сов. власти под рук. А. В. Луначарского был учреждён муз. отдел (МУЗО) при Наркомпросе (март 1918), национализирована консерватория, реорганизована Придв. капелла, переименованная в Нар. хор. академию (в 1917–35 рук. М. Г. Климов). Проводится национализация частных муз. школ, имущества и архива РМО, муз. магазинов и изд-в. В общеобразоват. школах вводится преподавание музыки в качестве обязат. предмета. Создаётся сеть нар. школ муз. просвещения (первая муз. школа — при Путиловском заводе), выходят газеты и журналы, посв. вопросам иск-ва («Вестник общественно-политической жизни, искусства, театра и литературы», «Жизнь искусства», «Вестник театра и искусства» и др.).

В 1922–23 проведена реформа муз. образования — консерватория была реорганизована в вуз. Активное участие в этой реформе приняли Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский, И. В. Ершов, В. Г. Каратыгин, Л. В. Николаев, В. В. Щербачёв, Ю. Н. Тюлин. Продолжали свою деятельность А. К. Глазунов, М. О. Штейнберг и др. Как высшее уч. заведение Ленинградская консерватория выпустила мн. видных композиторов, исполнителей, музыковедов и деятелей муз. культуры. Среди них (в разные годы) — комп. Д. Д. Шостакович, X. С. Кушнарёв, П. Б. Рязанов, А. М. Баланчивадзе, Г. Н. Попов, В. П. Соловьёв-Седой, Г. В. Свиридов, А. П. Петров, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко; пианисты В. В. Софроницкий, М. В. Юдина, П. А. Серебряков, В. В. Нильсен, Г. Ф. Соколов; певицы Д. Я. Пантофель-Нечецкая, С. П. Преображенская, Е. В. Образцова, певцы В. А. Атлантов, Е. Е. Нестеренко; дирижёры Е. А. Мравинский, Е. С. Микеладзе, А. Ш. Мелик-Пашаев, Ю. И. Симонов, А. С. Дмитриев, Ю. X. Темирканов, М. А. Янсонс; музыковеды С. Л. Гинзбург, М. С. Друскин, А. Н. Должанский, Ю. А. Кремлёв, А. Н. Сохор, Л. Н. Раабен. Мн. воспитанники Ленингр. консерватории работают в ней и в 1970-е гг.

В 1923 при консерватории открылась Оперная студия, вскоре ставшая одним из популярных т-ров Л. Важную роль в её организации сыграли выдающийся певец И. В. Ершов, Э. И. Каплан (позднее гл. режиссёр); в 1928 студия успешно участвовала в фестивале в Зальцбурге. В 1934 при консерватории организовался муз. техникум и спец. группа для одарённых детей, превратившаяся вскоре в муз. школу-десятилетку, дающую общее и спец. среднее образование.

Мариинский т-р в декабре 1917 правительств. декретом был объявлен государственным. Спектакли ставились гл. обр. по заявкам рабочих, солдат, матросов, учащихся, служащих. Часто перед спектаклями выступал А. В. Луначарский. В 1920 т-р стал академическим, с 1935 — им. С. М. Кирова (см. Ленинградский театр оперы и балета) (в 1938–41 функционировал филиал т-ра в здании быв. Нар. дома). В репертуаре т-ра, рассчитанном на нового зрителя, ставились рус. классика, оперы и балеты сов. композиторов.

6 III 1918 в помещении быв. Михайловского т-ра открылся Малый оперный т-р (см. Ленинградский Малый театр оперы и балета), где ставились наряду с классикой (сначала преим. соч. малых форм) произв. молодых сов. композиторов.

Центр. место в муз. жизни города заняла филармония (осн. в 1921); в неё вошли быв. Придв. оркестр (с 1917 — Гос. оркестр, первый рук. С. А. Кусевицкий; с 1920 — Гос. филармонич. оркестр), объединённый хор (быв. Придв. капелла и хор Архангельского), Гос. фп. квинтет (с сезона 1922/23 — Квартет им. Глазунова). С 1922 филармония стала академической. Директор — Э. А. Купер (1921–23), худ. рук. — А. В. Оссовский. В первые же годы были организованы циклы концертов, посв. творчеству Л. Бетховена, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, концерты из произв. В. А. Моцарта, Р. Вагнера, исполнялись соч. А. К. Глазунова и др. К концертам издавались брошюры. Был оборудован зал для камерных концертов, где выступали Квартет им. Глазунова и мастера камерного исполнительства. В кон. 1920-х гг. получили распространение концерты-лекции, вступит. беседы, выездные концерты, встречи со слушателями и др. Репертуар обогатился произв. Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина, В. В. Щербачёва и др. сов. композиторов; исполняются также произв. крупнейших совр. заруб. композиторов, в т. ч. Б. Бартока, А. Онеггера, М. Равеля, И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Р. Штрауса и др. Большую роль в становлении филармонии как центра муз.-воспитат. работы и пропаганды классич. музыки сыграли Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский, И. И. Соллертинский. Гл. дирижёры симф. оркестра (с 1934 — засл. коллектив РСФСР) — А. В. Гаук (1930–33), Ф. Штидри (1934–37), с 1938 — E. A. Мравинский. Выступали также H. А. Малько, Э. А. Купер, А. Коутс, К. И. Зандерлинг (постоянные дирижёры), В. А. Дранишников, А. К. Глазунов, О. Фрид, Б. Вальтер, Ф. Вейнгартнер, О. Клемперер, П. Монтё и др. В 1920-30-е гг. здесь давали концерты видные сов. исполнители, а также заруб. солисты-гастролёры: пианисты Э. Петри, А. Г. Рубинштейн, A. Шнабель, Р. Казадезюс; скрипачи А. Буш, Я. Кубелик, А. Муди, Ж. Сигети, Я. Хейфец; виолончелист Э. Фейерман, певица М. Андерсон и др. Академич. капелла (звание присвоено в 1922) совершила конц. поездку по Европе (1928).

Первые сов. оперетты («Женихи» Дунаевского, «Холопка» Стрельникова и др.) ставятся во вновь организованном Т-ре муз. комедии (1924; с 1929 — Гос. т-р муз. комедии), где работают актёры Б. М. Бронская, Д. И. Гамалей, A. Г. Герман, М. Ксендзовский, B. Л. Легков, А. А. Орлов, О. М. Щиголева, Н. Я. Янет и др.; режиссёры В. Р. Раппопорт, А. Н. Феона. В 1929 осн. эстрадный оркестр Л. О. Утёсова. В 1930 была создана единая организация — Ленингр. гос. эстрада, в к-рую вошли артисты и ансамбли разл. жанров. В разных р-нах города открываются дворцы культуры, в к-рых возникают самодеят. симф., духовые, рус. нар. инструментов оркестры, оперные, хор. и хореографич. коллективы. В 1937 начинает работать Дом художеств. самодеятельности — методич. центр по рук. ленингр. художеств. самодеятельностью (директор Г. А. Титов). Центром детской муз. самодеятельности становится Ленингр. дворец пионеров (ансамблем песни и пляски руководил создавший его И. О. Дунаевский). В 1937 создан Гос. муз. н.-и. ин-т на базе Ин-та истории иск-в (осн. в 1912), к-рый после ряда реорганизаций и переименований с 1969 наз. Гос. Институт театра, музыки и кинематографии.

Работает Хореографич. уч-ще им. А. Я. Вагановой, воспитавшее плеяду мастеров сов. балета (в 1938 отметило 200-летний юбилей). Среди его выпускников — Г. С. Уланова, М. Т. Семёнова, H. M. Дудинская, Т. М. Вечеслова.

В 1932, после постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», создана Ленингр. организация CK СССР. Её председатели — Б. А. Фингерт (1932–35), В. В. Щербачёв (1936–1937), И. О. Дунаевский (1937–41), В. М. Богданов-Березовский (1941–44), В. П. Соловьёв-Седой (1948–64), А. П. Петров (с 1964).

Издат. дело (ноты и книги о музыке) с 1922 сосредоточилось в Музсекторе Госиздата. В 1925–36 работало кооперативное изд-во «Тритон», с 1930 — ленингр. отделение Музгиза (до 1941).

С началом Великой Отечеств. войны из Л. были эвакуированы консерватория (в Ташкент), филармония (в Новосибирск), Т-р им. С. М. Кирова (в Пермь), Малый оперный театр (в Чкалов, с 1957 — Оренбург), капелла (в Киров). Однако муз. жизнь не прекратилась. Её центром стал Радиокомитет. Его оркестр (создан в 1931) под упр. К. И. Элиасберга выступал по радио, а также играл в помещениях Т-ра драмы им. А. С. Пушкина и Большом зале филармонии. В его исполнении 9 VIII 1942 впервые в Л. прозвучала 7-я симфония Шостаковича. С сольными концертами выступали В. В. Софроницкий, А. Д. Каменский, П. З. Андреев, С. П. Преображенская и др., с декабря 1942 на гастроли прилетали солисты из Москвы. Под рук. О. Г. Иордан и И. А. Нечаева коллектив артистов Т-ра муз. комедии с помощью симф. оркестра Радиокомитета осуществлял радиопостановки оперных и балетных спектаклей («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Кармен», «Травиата», «Эсмеральда»). Т-р муз. комедии не прекращал работу в течение всей блокады Л. Здесь ставились оперетты, в т. ч. написанная по заказу Политуправления Балтийского флота «Раскинулось море широко» (комп. В. Л. Витлин, Л. В. Круц, Н. Г. Минх; пьеса В. Вишневского, В. Б. Азарова и А. А. Крона, премьера 7 XI 1942). С 1943 постановки опер (в конц. исполнении), выступления солистов, вок.-инстр. ансамблей и др. коллективов проходили в Малом оперном т-ре. В Доме Красной Армии базировались Ансамбль песни и пляски при Политуправлении Ленингр. фронта (худ. рук. А. И. Анисимов), выступавший в городе и частях фронта, а также конц. группа (рук. Е. П. Гершуни), эстр. ансамбль (рук. К. И. Шульженко) и конц. бригада Т-ра Краснознамённого Балтийского флота. Вокруг Ленингр. организации CK СССР группировались оставшиеся в осаждённом городе композиторы. Они писали массовые боевые песни, комплектовали бригады, выступавшие во фронтовых частях. На конкурс, посв. 24-й годовщине Сов. Армии, было представлено ок. 150 песен и 40 маршей. Группа сотрудников, в т. ч. А. В. Оссовский и Б. В. Асафьев (до 1942) вела плодотворную муз.-науч. деятельность в Н.-и. ин-те т-ра и музыки (с 1939), где происходили науч. заседания, дискуссии, проводились сессии, в т. ч. посв. 50-летию со дня смерти П. И. Чайковского (1943) и 100-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова (1944). Продолжалась и уч. работа — группа студентов консерватории занималась у оставшихся в Л. педагогов. При Дворце пионеров функционировал муз. кружок, объединявший одарённых детей. Бригады детской художеств. самодеятельности выступали в госпиталях и военных частях. Ленингр. отделение изд-ва «Искусство» публиковало сборники песен, созданных композиторами осаждённого города.

В первые послевоен. годы муз. жизнь Л. быстро восстанавливается. Совр. Л. — город интенсивной муз. жизни. В нём 3 оперных т-ра — Ленингр. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова, Ленингр. Малый т-р оперы и балета и Оперная студия консерватории. В репертуаре т-ров рус. и заруб. классика, произв. сов. композиторов. Ленингр. т-р муз. комедии постоянно пополняет свой репертуар совр. произведениями.

Огромный комбинат представляет собой Ленингр. филармония. В её составе — засл. коллектив РСФСР Академич. Симф. оркестр (гл. дирижёр Е. А. Мравинский), симф. оркестр (быв. оркестр Радиокомитета; в составе Ленингр. филармонии с 1953, гл. дирижёр Ю. X. Темирканов), Квартет им. С. И. Танеева (с 1946; в составе: В. Ю. Овчарек, Г. Б. Луцкий, В. Е. Соловьёв, И. И. Левинзон), Ленингр. камерный оркестр (с 1961, рук. Л. М. Гозман) и Камерный оркестр Ленингр. филармонии (с 1962, рук. Л. Н. Шиндер). Симф. оркестром Ленингр. филармонии в разное время руководили дирижёры К. И. Зандерлинг, Н. С. Рабинович, А. К. Янсонс и др. С оркестрами филармонии выступали крупнейшие советские, а также иностр. дирижёры, в т. ч. К. П. Кондрашин, Н. Г. Рахлин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Б. Э. Хайкин; Г. Абендрот, А. Клюитенс, Ф. Конвичный, Л. Мазель, Ш. Мюнш, Л. Стоковский, К. Цекки; солисты: пианисты — С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс; В. Клайберн, Г. Гулд, A. Бенедетти Микеланджели, Д. Огдон, М. Дихтер; скрипачи — Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, Б. Л. Гутников, М. И. Вайман; И. Менухин, И. Стерн; виолончелисты — М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран, Г. Касадо, П. Фурнье; певицы — Л. Маршалл, И. К. Архипова, З. А. Долуханова и мн. др. В Л. гастролировали крупнейшие симф. и камерные оркестры Европы и Америки.

Филармонии принадлежат Большой зал (1318 мест) и Малый зал им. М. И. Глинки (с 1949; быв. зал мадам Энгельгардт, 480 мест). Устраиваются концерты в зале «Октябрьский», выездные концерты во дворцах культуры, в др. городах области, а также шефские — на заводах города. При филармонии существует нотная б-ка (абонемент и 2 читальных зала), организуются выставки, консультации, собрания читательского актива. В 1940–41 и с 1945 работает Ленингр. обл. филармония, к-рая проводит гл. обр. циклы концертов-лекций и тематич. вечера в Ленингр. области.

Академич. капелла им. М. И. Глинки (с 1974 худ. рук. и гл. дирижёр В. А. Чернушенко), состоящая из смешанного хор. коллектива, имеет конц. зал (803 места), где выступают также симф. оркестры и солисты др. конц. организаций (в т. ч. филармонии — до 9 концертов в месяц); исполняются хор., вок.-симф. и органные произв. Капелла даёт концерты также в зданиях филармонии, дворцах и домах культуры, на разл. предприятиях.

При Ленкомитете по телевидению и радио имеются хор (с 1934, худ. рук. и гл. дирижёр Г. М. Сандлер, хормейстер Ю. М. Славнитский), эстрадно-симф. оркестр (с 1945, худ. рук. и дирижёр А. А. Владимирцов) и Оркестр русских народных инструментов имени B. В. Андреева. В 1965 на основе конц. бюро Ленингр. филармонии и отделения Всероссийского гастрольно-конц. объединения создано Ленингр. гастрольно-конц. объединение «Ленконцерт». В него входят исполнители и разл. ансамбли, в т. ч. «Дружба» и «Ленинградский диксиленд». Концерты проходят в Ленингр. конц. зале (с 1960; 800 мест), в конц. зале «Октябрьский» (с 1967; 3734 места), во Дворце спорта «Юбилейный». В консерватории в Малом зале им. А. К. Глазунова (576 мест) устраиваются концерты её педагогов и аспирантов. С 1960 работает «Филармония школьника». С 1965 проходят ежегодные фестивали «Ленинградская музыкальная весна», на к-рых исполняются произв. ленингр. композиторов, и «Белые ночи». С 1968 каждые 2 года — Неделя музыки для детей и юношества. С 1967 работает Мюзик-холл. В Ленингр. организации CK РСФСР 153 чсл. (1973).

В Ленинградской консерватории (с 1961 ректор П. А. Серебряков) учится ок. 1500 студентов (имеются вечернее и заочное отделения). В Оперной студии совершенствуются студенты и аспиранты вок., дирижёрского, балетмейстерского и орк. ф-тов. В консерватории находится крупнейшая в Л. нотная б-ка. В 1969 открыт музей.

При консерватории имеются средняя спец. муз. школа-интернат и Муз. уч-ще им. Н. А. Римского-Корсакова. Спец. муз. образование дают также Муз. уч-ще им. М. П. Мусоргского (с 1926; имеет заочное отделение); Муз.-пед. уч-ще (с 1946; готовит муз. воспитателей для детских садов и учителей пения для общеобразоват. школ); Ин-т культуры им. Н. К. Крупской (с дирижёрско-хоровым и режиссёрско- балетмейстерским ф-тами; выпускает рук. самодеятельности). В Гос. ордена Трудового Красного Знамени пед. ин-те им. А. И. Герцена дошкольное отделение пед. ф-та подготавливает муз. работников детских садов. В Высшей профсоюзной школе ВЦСПС кафедра муз.-хор. иск-ва готовит организаторов-методистов высшей квалификации по культ.-просвет. работе. В Л. 25 детских муз. школ-семилеток, 8-летняя муз. школа-интернат с полным общеобразоват. курсом, Муз. детский дом (с 11-летним обучением), Муз. школа для взрослых им. H. A. Римского-Корсакова (с 1919), 9 вечерних школ общего муз. образования для юношества, Кабинет нар. творчества.

Ин-т-ра, музыки и кинематографии имеет секторы музыки, инструментоведения, источниковедения, секцию фольклора и межсекторную группу эстетики и социологии иск-ва, а также (как и консерватория) аспирантуру (с правом защиты кандидатских и докторских диссертаций). С 1962 ин-т издаёт ежегодник «Вопросы теории и эстетики музыки». В 1951 в ин-те открылась постоянная выставка муз. инструментов (ок. 2500) — одна из крупнейших коллекций в мире (осн. в 1902); в ней представлены нар. и проф. муз. инструменты, русские и зарубежные 16–20 вв., а также республик СССР. Большие муз. коллекции находятся в Театр. музее. В 1944 в ин-те образован Музей-архив Н. А. и А. Н. Римских-Корсаковых.

В Л. работают отделения изд-в «Музыка» и «Советский композитор».

Крупнейшие нотные хранилища Л. (кроме консерваторской б-ки) — б-ка филармонии (1882), муз. фонды Гос. публич. б-ки (1930), б-ка Ин-та т-ра, музыки, кинематографии (с 1910), б-ка Ленингр. т-ра опоры и балета (хранилище существует с 1-й пол. 18 в.), б-ка Радиокомитета (с 1924); ценность представляют нотные фонды б-ки АН СССР и муз. рукописные фонды Ин-та рус. литературы АН СССР (Пушкинского дома).

Высокого уровня и массового размаха достигла художеств. самодеятельность. При многих Дворцах культуры и клубах работают симф., духовые оркестры, оркестры нар. инструментов, оперные и балетные студии, хор. коллективы, разл. инстр. и вок. ансамбли. Лучшие самодеят. коллективы получили звание народных. Лауреаты 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве Хор студентов Ленингр. ун-та (1949, рук. Г. М. Сандлер), Хор любителей пения (1960, рук. Е. П. Кудрявцева) регулярно участвуют в симфонических концертах филармонии (исполнены «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, «Прометей» А. Н. Скрябина, 3-я симфония Г. Малера, 13-я симфония Д. Д. Шостаковича и др.). Пользуется известностью Хор старых большевиков (1959). При Выборгском дворце культуры существует Нар. филармония (1961), ведущая интенсивную конц. деятельность. Один из самых крупных муз. коллективов Л. — Нар. т-р оперы и балета Дворца культуры им. С. М. Кирова (с 1945). Во Дворце культуры им. А. М. Горького работает Нар. т-р балета, во Дворце культуры им. Первой пятилетки — Нар. т-р муз. комедии. При Доме художеств. самодеятельности (связан с ленингр. профсоюзами) имеется Т-р нар. творчества, в к-ром устраиваются муз. и драм. спектакли, концерты, методич. просмотры, конкурсы, смотры, фестивали иск-в. Здесь постоянно действуют 22 семинара по разл. жанрам. В 1962 Дом художеств. самодеятельности при Дворце культуры им. С. М. Кирова организовал Нар. муз. уч-ще. Ленингр. дом нар. творчества (с 1943) осуществляет методич. рук. самодеятельностью Ленингр. области. С 1961 при Дворце культуры им. Первой пятилетки существует Нар. консерватория, в к-рой преподают педагоги, аспиранты и студенты Ленингр. консерватории (инициаторы её создания).

Литература: Столпянский П., Старый Петербург, Л., 1925; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в., т. 2, М. — Л., 1929; Музалевский В., Старейший русский хор, Л.-М., 1938; История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 1–2, М. — Л., 1940; Келдыш Ю., История русской музыки, т. 1–3, М., 1947–1954; Очерки по истории Ленинграда, т. 1–6, Л., 1955–70; Музыкальный Ленинград. (Сб. ст.), Л., 1958; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; её же, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963; её же, Русский балетный театр начала XX века, (ч. 1–2, Л., 1971–72); В первые годы советского музыкального строительства, Л., 1959; Друскин М., Музыкальная культура Петербурга — Петрограда — Ленинграда, в его кн.: История и современность, Л., 1960; Оссовский A., Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 19–106; 100 лет Ленинградской консерватории. 1862- 1962. Исторический очерк, Л., 1962; Гозенпуд A., Русский советский оперный театр, Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX в., т. 1–3, Л., 1969–73; Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М. — Л., 1965; Всё о балете, М., 1966, с. 75–85; Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет, Л., 1967; Ильин В., Искусство миллионов. Из истории музыкальной самодеятельности Петрограда — Ленинграда, Л., 1967; Данскер О. (сост.), Музыкальная жизнь Петрограда — Ленинграда. Краткий хронограф, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6–7, Л., 1967; Театр оперы и балета им. С. М. Кирова. (Сб. ст.), Л., 1967; Малый театр оперы и балета. (Сб. ст.), (Л., 1968); Ленинградский балет сегодня, М. — Л., 1968; Богданов-Березовский В., Дороги искусства, Л., 1971; Музыка продолжала звучать. Ленинград, 1941–44. Сб. ст., Л., 1969; Иванов Г., Нотоиздательское дело в России. Историческая справка, М., 1970; Вольман Б., Русские нотные издания XIX — начала XX века, Л., 1970; Ленинградская Государственная филармония. (Сб. ст.), Л., 1972; Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1973; Крюков А. Н., Музыка в кольце блокады. Очерки, М., 1973; Деген А. Б., Ступников И. В., Мастера танца. Материалы к истории Ленинградского балета. 1917–1973, (Л.), 1974.

Л. В. Михеева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Бубен Музыкальные инструменты
Хота Музыкальные жанры и формы

Коллективы

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

En l'air, ан л’эр Балет и танец
Lent, лан Балет и танец
Генеральная пауза Теория музыки
Фиоритура Термины и понятия
Реприза Теория музыки
Трилогия Термины и понятия
Ложки Национальные культуры
Рояль Музыкальные инструменты
Трико балетное Балет и танец
Echappe, эшаппе Балет и танец

Реклама