Trio for Piano, Flute and Cello (g-moll), Op. 63
Имя немецкого композитора Вебера ассоциируется в первую очередь с немецкой романтической оперой, основоположником которой он считается (в особенности – с «Вольным стрелком»), что же касается его инструментальной музыки, то чаще всего вспоминают о фортепианном «Приглашении к танцу». Однако композитором созданы и другие инструментальные сочинения, и мы расскажем об одном из камерных произведений Вебера – Трио для флейты, виолончели и фортепиано соль минор.
Это произведение родилось в 1819 г., в один год с самым знаменитым творением Вебера – оперой «Вольный стрелок». Работа над оперой была прервана ради написания Трио. Что побудило Вебера к этому остается загадкой. Доподлинно известно только, что над этим камерным сочинением он работал летом 1819 г. в своем загородном доме на Эльбе, расположенном недалеко от Дрездена. Поселиться в деревне было давней мечтой композитора – и вот теперь она осуществилась. Он сполна наслаждался радостями сельской жизни – принимал гостей, вместе с супругой совершал лодочные прогулки, отправлялся в горы (возможно, именно их мрачная красота вдохновила его на создание сцены в Волчьей долине), с увлечением играл в кегли в близлежащей сельской гостинице, подкрепляясь после игры простым деревенским угощением – хлебом, козьим сыром, свежим молоком… словом, все было так, как ему хотелось, и именно так он охарактеризовал в дневнике свое впечатление от завершенного соль-минорного Трио: «Все вышло, как я хотел».
Что побудило Вебера создать камерно-инструментальное сочинение для такого состава? Возможно, истоки следует искать в более раннем периоде. В 1813 г. композитор намеревался совершить продолжительную концертную поездку в Италию и Францию через Прагу и Вену, однако события, связанные с последним этапом войны с Наполеоном, не позволили ему покинуть Прагу, и он провел в чешской столице несколько лет в качестве дирижера оперного театра. Эти годы он называл «подневольными», чувствуя себя «старым волом, запряженным в плуг любимой публики», но были тогда и светлые моменты – например, музыкальные вечера, которые Вебер проводил со своими друзьями, композитором и виолончелистом Гансбахером и флейтистом Филиппом Юнгом, сам же Вебер играл на фортепиано… именно для такого состава он написал Трио. Примечательно, что для одной из его частей дата завершения не указана в дневнике композитора – исследователи предполагают, что она была написана не летом 1819 г., а несколькими годами раньше – в Праге.
Проникнутая печалью первая часть – Allegro moderato – очаровывает проникновенностью и мелодическим богатством. Главная партия возникает на фоне пульсации фортепиано, протяженные мелодические линии флейты и виолончели прерываются драматическими «всплесками». Изящная побочная партия представляется более уравновешенной, что позволяет усмотреть в ней черты классицизма, однако в дальнейшем развитии «последнее слово» остается за романтической напряженностью чувств.
Часть вторая – Scherzo. Allegro vivace – представляет собою скерцо. Ритмические фигуры заставляют вспомнить о «Весенней сонате» Людвига ван Бетховена, хотя здесь нет юмористического оттенка. Характерного для скерцо раздела трио в строгом смысле здесь нет, но с основной темой сопоставляется легкая, изящная, вальсовая мелодия.
Часть третья – Andante – возможно, была написана в Праге. Ее подзаголовок – «Schäfers Klage» («Жалоба пастуха») отсылает к одноименному стихотворению Иоганна Вольфганга Гёте. Простая, светлая мелодия, напоминающая песню, первоначально излагается флейтой. В своем дальнейшем развитии она почти не драматизируется (за исключением хроматизированного флейтового соло и следующего за ним страстного «высказывания» фортепиано).
Финал – Allegro – отмечен энергией, блеском, разнообразием музыкального материала. Некоторые интонации отчетливо предвосхищают мелодии «Вольного стрелка» – оперы, создававшейся в одно время с Трио соль минор.