Симфония № 6 ми-бемоль минор, ор. 23 — сочинение в 4-х частях русского советского композитора Николая Мясковского для симфонического оркестра тройного состава и смешанного хора.
Состав оркестра: 3 флейты (третью нередко заменяет пикколо), 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 6 валторн, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, тарелки, большой барабан, малый барабан, там-там, челеста, арфа, струнные и смешанный хор.
Первое исполнение состоялось 4 мая 1924 года в Большом театре (Москва) под управлением Н. С. Голованова.
Оконченная в 1923 году первая редакция сочинения исполнялась с хором в финале. Вторая редакция была выполнена композитором в 1947 году, в ней финальный хор является необязательным, что следует из примечания автора: «Ad libitum». Партитура 1-й редакции сочинения была опубликована в 1926 году Универсальным издательством (Universal Edition), 2-я редакция симфонии издана в 1948 году Музгизом и там же повторно в 1953 году. Переложение для фортепиано в 4 руки сделано Д. Б. Кабалевским (Музгиз, 1934), для 2-х фортепиано в 8 рук — П. А. Ламмом.
Из дневниковой записи композитора от 17 октября 1921 года следует, что работа над Шестой симфонией началась в апреле того же года. Эскизы сочинения были окончены в августе 1922 года, а оркестровка была завершена 3 июля 1923 года.
Шестая симфония по праву называется многими историками, дирижерами, музыковедами вершинным сочинением композитора. Музыковеды едины во мнении, что Шестая симфония представляет собой многоплановое, композиционно сложное, самое продолжительное и самое монументальное произведение Мясковского.
Симфония с особой наглядностью выявила в целом новые черты творчества композитора. Произведение связано с широким кругом жизненных впечатлений тревожного сурового времени Гражданской войны, первых лет Великой Октябрьской социалистической революции, личными потрясениями и образами драмы «Зори» Верхарна, рассказом знакомого художника об исполнении революционных песен рабочими Парижа. Русский раскольнический стих «Что мы видели» (хор) введён в финал симфонии как образ народного плача (расставание с погибшими). Как символ смерти использован в финале напев из католической заупокойной мессы «Dies irae». Образам, символизирующим силы рока и смерти, противопоставлены образы борьбы, волевой устремлённости, революционной стихии («Карманьола», «Ça ira»). Завершается симфония музыкой просветлённого умиротворяющего характера (А. А. Иконников).
Академик Б. В. Асафьев охарактеризовал Шестую симфонию Мясковского как одну из выдающихся русских симфоний. Асафьев писал о преемственности, когда Мясковский своим монументальным сочинением «восстановил прерванный путь развития» от русского к советскому симфонизму. Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии — вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского — один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением «в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за ее цельность» (Асафьев).