Piano Concerto No. 2 (F-dur), Op. 102
Второй концерт для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича (1957) был посвящён композитором сыну Максиму Шостаковичу, тогда учившемуся в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Возможно, что идея написать «молодёжный» концерт Шостаковичу пришла после знакомства с Фортепианным концертом А. Баланчивадзе, написанным для сына композитора Джорджи, ученика Л. Оборина.
Дмитрий Шостакович в письме своему другу, Эдисону Денисову, сокрушался: «Сочиняю плохо. Закончил фортепианный концерт, не имеющий никакой художественно-идейной ценности».
10 мая 1957 года в Большом зале Московской консерватории, в своё 19-летие Максим впервые исполнил сочинение-подарок своего отца. Государственным симфоническим оркестром дирижировал Н.П.Аносов.
Второй концерт в известной мере близок к написанному Шостаковичем ранее молодёжному Концертино для двух фортепиано (1953).
Написанный спустя 24 года после Первого концерта, Второй фортепианный концерт стал наглядным примером того, как гениально одаренный композитор меняется от творческой молодости к творческому и жизненному закату. Первый концерт полон острых красок и эмоциональных крайностей, Второй же - комедиен. Если Первому фортепианному концерту свойственно стилистическое разнообразие, то Второму, напротив, – интонационное единство. Оба концерта отличаются непринужденностью и жизнерадостностью, но Первый более дерзок, Второй же более традиционен и так не удивляет неожиданными поворотами повествования. Вступает фагот, присоединяются кларнеты и гобои, затем фортепиано – сразу устанавливается домашний, интимный тон. Второй концерт уступает Первому в новаторстве, превосходя его в лирическом отношении: Andante открывает одна из красивейших тем Шостаковича-мелодиста. За второй частью без перерыва следует третья, где композитор позволил себе семейную шутку: он цитирует одно из популярнейших упражнений Шарля Луи Ганона, подчеркивая юный возраст пианиста, которому посвящено сочинение.
Сам Шостакович неоднократно исполнял оба фортепианных концерта; в 1958 году он сыграл и записал их в Париже с Оркестром французского радио и ТВ (ныне – Национальный оркестр Франции) под управлением Андре Клюитанса. Эти выступления стали последними для Шостаковича-пианиста. В свою очередь, Максим Шостакович исполнял Второй концерт не только как пианист, но и как дирижер: солистом был его сын, Дмитрий Шостакович-младший.
В. А. Васина-Гроссман писала, что характер музыки концерта «определяют образы юности, или, пожалуй, отрочества — переходной поры от детства к юности».