Опера Даниэля Обера «Чёрное домино»

Композитор
Дата премьеры
02.12.1837
Жанр
Страна
Франция

«Чёрное домино» (фр. Le domino noir) — комическая опера Д. Ф. Э. Обера в 3 действиях, либретто Э. Скриба.

Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 2 декабря 1837 г.; в России — Москва, Большой театр, 28 октября 1838 г. (Н. Репина — Анжела); затем Петербург, 20 декабря 1838 г. (М. Шелихова — Анжела).

Молодая аббатисса Анжела, тяготящаяся монашеским саном, надевает домино и тайком отправляется на бал, надеясь снова встретить секретаря посольства Ораса, которого полюбила. Анжела действительно встречает Ораса. Увлеченная беседой, она пропускает час возвращения в монастырь.

Наступила ночь. Заблудившись в темноте, Анжела ищет убежища в доме графа Жулиано. Экономка Клавдия выдает монахиню за свою племянницу. Анжела переодевается крестьянкой. Орас, пришедший навестить своего друга, узнает в мнимой крестьянке незнакомку с бала. Анжела скрывается в комнате Клавдии при появлении монастырского эконома Хиля Переса. Чтобы не быть узнанной, она надевает черное домино и, смертельно перепугав пьянчугу эконома, отнимает у него ключ от монастырских дверей.

Тщетно хозяин и Орас пытаются найти исчезнувшую «крестьянку». Анжеле удается незаметно вернуться в монастырь и сменить домино на облачения аббатиссы. Урсула, старшая монахиня, сурово отчитывает Хиля Переса за его беспутство. Тем временем в монастырской приемной появляется Орас — он просит аббатиссу освободить его от обязательства вступить в брак, на который согласился против воли. Орас открывает ей, что любит незнакомку и потому не может жениться на другой. Прибывает письмо королевы, освобождающее Анжелу от монашеского обета. Она уступает обязанности аббатиссы Урсуле и, свободная располагать собой, дает согласие на брак с Орасом.

«Черное домино» — одна из лучших опер Обера, привлекающая богатством и щедростью мелодики, насыщенная интонациями испанской песни (арагонская песня Анжелы во втором действии, песенка Хиля Переса и др.), по-французски изящная и блестящая. Она с успехом исполнялась на русской сцене в XIX в. и позднее (Оперная студия Ленинградской консерватории, 1960). На тот же сюжет написана одноименная опера Л. Росси (Милан, 1849), однако ей не удалось сравняться с произведением Обера.

А. Гозенпуд

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама