Луи Вьерн. Симфония No. 2 для органа

Композитор
Год создания
1902
Жанр
Страна
Франция
Луи Виктор Жюль Вьерн

Каждый музыкант согласится с тем, что инструменты так же неповторимы, как люди. Каждый инструмент представляется своеобразной «личностью» со своими чертами, но особенно ярко проявляется эта неповторимость у органов: каждый из них уникален, и особенности инструмента оказывают влияние на творчество композитора, работающего с ним.

Эта особенность ярко проявилась в органном творчестве французского композитора Луи Вьерна: если его Первую органную симфонию «породил» орган церкви Сен-Сюльпис, то музыкальный язык Симфонии № 2 был обусловлен чертами уже другого инструмента – органа знаменитого парижского собора Нотр-Дам-де-Пари. В этом соборе Луи Вьерн служил, начиная с 1900 года и до конца жизни. С самого начала своей службы он задумался о реставрации и реконструкции инструмента, однако в ближайшие годы были проведены лишь некоторые не особенно значительные работы (более полная реконструкция состоялась лишь в 1924 году).

В своем органном творчестве тех лет, когда Вьерн служил в Нотр-Дам-де-Пари, он вдохновлялся не только особенностями органа, на котором играл, но и обстановкой самого собора – величественного и грандиозного. Эти черты отразились, например, в Торжественной мессе для хора, оркестра и органа (позднее оркестр был заменен вторым органом), а вскоре после ее создания была написана Симфония № 2 для органа. Приступив к работе над нею в 1901 году, композитор завершил ее в 1902. Вьерн посвятил ее своему ученику Шарлю Мютену – органисту и органному мастеру, который занимался реконструкцией органа.

Произведение примечательно тем, что именно в нем установился тот тип сонатно-симфонического цикла, который будет характерен для всех последующих органных симфоний Луи Вьерна. В целом он соответствует традиционному четырехчастному циклу, состоящему из сонатного allegro, медленной части, скерцо и финала, но между скерцо и финалом добавляется еще одна медленная часть. Своеобразно построение цикла: две драматические части – первая и заключительная – обрамляют три другие, лирические по эмоциональному настрою и более камерные по характеру звучания. Подобная структура перекликается с некоторыми оркестровыми симфониями Иоганнеса Брамса, Антона Брукнера, Густава Малера.

Отличаясь от шестичастной Первой симфонии построением цикла, Вторая симфония для органа развивает намеченный в ней принцип сквозного тематического развития, объединяющего все части произведения.

Две контрастные темы – главная и побочная партии, на развитии которых строится первая часть – Allegro risoluto – появляются в большинстве частей: видоизмененная побочная партия – во второй, главная – в четвертой, и обе – в пятой. Главная партия звучит мощно и решительно, пунктирный ритм придает ей активность и напористость. Сумрачный оттенок, присущий ей, напоминает о соборе Нотр-Дам-де-Пари с его причудливыми скульптурами. Ей противопоставляется спокойная побочная партия, вносящая в драматическую атмосферу первой части оттенок пасторальности, но в разработке драматическая образность первой части главенствует, и даже побочная партия теряет свое просветленное спокойствие. Драматизация обеих тем продолжается в репризе, подготавливаемой виртуозными пассажами каденции.

В кантиленной второй части – Choral – раскрывается все регистровое богатство органа Нотр-Дам-де-Пари. Композитор использовал в ней вариационную форму. Первоначально тема проводится в одноголосном изложении, последующее проведение напоминает хоровое пение. Постепенно регистровое и динамическое нарастание делает каждую новую вариацию все более эмоциональной, темп Largo сменяется на Agitato. К концу второй части просветленно-умиротворенный хорал превращается в величественный, ликующий гимн.

Размеренному, сдержанному хоралу контрастирует третья часть – легкое Скерцо с оттенком иронии. Его образность перекликается и со Скерцо Феликса Мендельсона-Бартольди из музыки к шекспировскому «Сну в летнюю ночь», и с некоторыми фортепианными пьесами Роберта Шумана. В триольном ритме Скерцо есть нечто от тарантеллы.

За Скерцо следуют еще одна медленная, лирическая часть – Cantabile. Она построена на главной партии первой части, но она предстает в преображенном виде: импульсивность и драматическое начало исчезают, появляются напевность и широкое дыхание. Звуча в одной и той же регистровке, тема проводится в различных октавах, благодаря чему меняется ее тембровая окраска.

Финал возвращает к драматическому настрою первой части. После яркого вступления главная партия звучит в приглушенной динамике, но это лишь подчеркивает ее тревожный, мятежный характер. Ей контрастирует побочная партия, к которой подводит речитативная связующая. Развитие обеих тем в разработке приводит к виртуозному эпизоду. В сокращенной репризе звучность нарастает, и завершается симфония мощной кодой.

Симфония № 2 для органа Луи Вьерна впервые прозвучала в соборе Нотр-Дам-де-Пари в феврале 1903 года, исполнил ее сам композитор.

реклама

вам может быть интересно

Римский-Корсаков. Струнный секстет Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Орган 12.01.2011 в 12:33

рекомендуем

смотрите также

Реклама