Das Paradies und Peri, Op. 50
В 1840-х гг. Роберта Шумана занимали мысли о музыкальном театре. Немецкую оперу он называл своей «утренней и вечерней молитвой художника», рассматривал множество сюжетов – шекспировского «Гамлета», гомеровскую «Одиссею», сказки Ханса Кристиана Андерсена и новеллы Эрнста Теодора Амадея Гофмана, легенду об Уленшпигеле и биографию Марии Стюарт… Больших успехов на этом поприще композитор не достиг: его единственной опере – «Геновеве» – не суждено было стать репертуарной. В определенной степени это было связано с шумановским подходом к опере: не приемля внешние эффекты, композитор стремился к глубокому и серьезному содержанию, а некоторый элемент внешней эффектности в театре все-таки необходим. То, к чему стремился Шуман, могло быть воплощено скорее в ораториальном жанре, чем в оперном, и это направление творческих исканий композитора оказалось более успешным.
В 1842 г. Шуман задумывает произведение, которое он сам определил как «ораторию не для молельного зала, а для веселых людей». Он характеризовал его как сочинение, «базирующееся на ориентальной основе». Литературная основа была позаимствована из произведения, которое Шуман в числе прочих рассматривал в поисках сюжета для оперы – из «восточного романа» ирландского поэта Томаса Мура «Лалла Рук». Это произведение находится в русле романтического ориентализма наряду с «Ватеком» Уильяма Бекфорда, «Гяуром» Джорджа Гордона Байрона и «Кубла-ханом» Сэмюэля Кольриджа. Прекрасная принцесса Лалла Рук отправляется к своему жениху Алирису, сыну бухарского хана. В пути скучающую красавицу развлекает поэт Фераморс, под личиной которого скрывается Алирис. Эта история, изложенная в прозе, становится обрамлением для четырех самостоятельных стихотворных новелл. Одна из них – «Рай и Пери» – стала основой произведения Шумана. Эмиль Флегсих – друг композитора – переработал ее в либретто.
Пери, изгнанная из рая, стремится вернуться туда, и для этого она должна принести достойный дар Небесам. В поисках такого дара Пери пролетает над залитой кровью землей. Вот молодой индийский полководец героически погибает в бою с тираном-завоевателем, и Пери приносит к вратам рая каплю его крови – но двери рая не раскрываются перед нею. Пери снова отправляется на землю, в Египте она видит, как умирает от тяжелой болезни всеми брошенный юноша – и только верная невеста приходит к нему, чтобы разделить с любимым страдания и смерть. Пери приносит к вратам рая ее «последний вздох любви» – но и этот дар отвергнут Небесами. И только третий дар – слеза злодея, тронутого душевной чистотой молящегося ребенка и познавшего сладость покаяния – отворяет райские врата.
Центральная героиня – Пери – обрисована композитором уже в первом номере, симфоническом вступлении, как томящаяся, хрупкая и утонченная душа (подобные образы присутствует в творчестве Шумана постоянно – в фортепианных произведениях, в вокальных циклах). В первой части раскрывается целая гамма чувств – от одного лирического ариозо к другому томление и устремленность героини возрастает, достигая подлинного воодушевления.
Некоторые номера первой части по драматической насыщенности и монументальности приближаются к оперным сценам. Таков № 6 – «Но ныне красны реки там», музыкальная картина сражения, в которой разрабатывается одна из вариаций «Симфонических этюдов». Далее следует соло тенора, повествующее о подвиге героя-патриота и драматический эпизод его гибели. Откликом на это событие звучат два последующих хора, исполненных патетики.
Вступление ко второй части интонационно связано с первым номером оратории. Лирической кульминацией становятся номера, раскрывающие образы Юноши и Невесты. Сосредоточенные лирические мелодии имеют немало общего с песнями Шумана. Большую роль в раскрытии возрастающего эмоционального напряжения играет оркестр. Завершает сцену возвышенное ариозо Пери с хором («Спи, успокойся»).
В начале третьей части героиня вновь предстает перед райскими вратами. В речитативе и арии раскрываются противоречивые чувства: с одной стороны – тоска, с другой решимость. Подобные сопоставления встречаются и в других номерах – например, за скорбным соло с хором «И пала капля слез» следует ариозо Пери «Радость, о радость».
Хотя Шуман говорил об «ориентальной основе» произведения, ярко выраженного восточного колорита в музыке нет (впрочем, он и у Томаса Мура достаточно условен), но присутствуют отдельные удачные находки, призванные создавать красочный фон действия – «Хор гениев Нила» в духе легкого, воздушного скерцо, идиллический «Хор гурий», сопровождаемый выдержанными квинтами.
Премьера «Рая и Пери» состоялась в декабре 1843 г., дирижировал Шуман. Критики восхищались свежестью музыкальных идей, богатством мелодических и гармонических средств, искусной инструментовкой. Впрочем, высказывались и упреки в адрес композитора – в частности, Людвиг Рельштаб говорил о недостаточном количестве речитативов и о слишком тесном слиянии номеров. Впрочем, эти «недостатки», на которые указывал Рельштаб, Шуман считал достоинствами произведения. И с таким суждением нельзя не согласиться, учитывая, что подобные тенденции – преодоление номерной структуры, стремление к объединению номеров в драматические сцены – стали одним из основных направлений развития оперы в XIX столетии. Таким образом, «Рай и Пери», не являясь оперой, отражает оперные тенденции своего времени.
Вокально-драматические произведения Шумана →