18 Pieces, Op. 72
Состав:
1) Экспромт
2) Колыбельная песня
3) Нежные упреки
4) Характеристический танец
5) Размышление
6) Мазурка для танец
7) Концертный полонез
8) Диалог
9) Немного Шумана
10) Скерцо-фантазия
11) Вальс-безделушка
12) Резвушка
13vСельский отзвук
14) Элегическая песня
15) Немного Шопена
16) Вальс в 5/8
17) Далекое прошлое
18) Приглашение к трепаку
18 пьес, ор. 72 — последний фортепианный цикл Чайковского. В данном случае можно говорить о подлинном цикле, хотя никаких пояснений автор не оставил. Однако весь опус имеет пьесы с программными заголовками: «Далекое прошлое», «Нежные упреки», «Элегическая песнь», «Размышление» и т.д. Из чего следует, что пьесы эти — как бы страницы жизни и пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену («Немного Шумана», «Немного Шопена»).
Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался втайне от других, и рассказы Чайковского письмах весны 1893 года, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием-бравадой, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор. 72 появились задолго до весны 1893 года.
В личной библиотеке Чайковского сохранилось Полное собрание сочинений Моцарта, подаренное ему П. И. Юргенсоном. На форзацах одного из томов можно увидеть густо записанные, «наползающие» один на другой десяток набросков с программными названиями, почти все из которых станут названиями пьес ор. 72. Совпадают и музыкальные темы. До весны 1893 года были написаны в эскизах все 19 пьес, а уж весной 1893 года Чайковский переписывает их начисто и отдает издателю. Примечательно, что каждая пьеса имеет не только свое название, но и самостоятельное посвящение. Среди имен встречаем и друзей юности, и добрых знакомых последних лет жизни, коллег по работе в Московской консерватории, пианистов-исполнителей его музыки.
В апреле 1893 года, после окончания эскизов Шестой симфонии, перед отъездом в Кембридж, Чайковский завершает, переписывает пьесы и отдает их в издание. Они успели выйти при его жизни.
По содержанию и образному строю 18 пьес, ор. 72 — это как бы Шестая симфония для фортепиано. Многие из них, например, «Размышление» прочно вошли в репертуар пианистов. Исполнение цикла — достаточная редкость. Первым целиком его стал исполнять уже в наши дни выдающийся исполнитель музыки Чайковского М. Плетнев.
П. Е. Вайдман
Фортепианное творчество Чайковского →