Fantasy for violin and piano (C-dur), D 934
В своем камерно-инструментальном творчестве Франц Шуберт опирался на достижения великих предшественников – Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена – используя музыкальные формы, сложившиеся в рамках классицизма, особенно в ранних произведениях. Но все же в его произведениях выражалось принципиально новое содержание – романтическое, это приводило и к обновлению формы. Одним из самых ярких примеров романтического произведения в камерно-инструментальном жанре стала Фантазия до мажор для скрипки и фортепиано, созданная в 1827 г. – в последние годы жизни композитор написал особенно много камерно-инструментальных произведений, в том числе Квинтет до мажор, фортепианные трио си-бемоль мажор и ми-бемоль мажор.
Это произведение Франц Шуберт создал для чешского скрипача-виртуоза Йозефа Славика. Этот музыкант рано проявил исполнительский талант, с десятилетнего возраста обучался в Пражской консерватории и уже в годы учебы выступал с сольными концертами. С 1825 г. он с успехом концертировал в Вене. Фредерик Шопен считал его лучшим скрипачом после Никколо Паганини. Подобно Францу Шуберту, Йозеф Славик умер молодым (это произошло в 1833 г. во время его гастролей).
Создавая произведение для конкретного исполнителя, Шуберт, разумеется, учитывал его особенности. Йозеф Славик поражал публику красотой, силой и выразительностью звука. Композитор учел и национальную принадлежность скрипача – в произведении ощущается славянский колорит. Обращаясь к популярному в свое время салонному жанру, Шуберт вносит в него не только виртуозность, но и драматизм, раскрывая в нем разнохарактерные образы. Проявились в Фантазии и такие характерные черты шубертовского инструментального творчества, как песенность и близость к бытовой музыке.
Форма Фантазии сочетает в себе черты сонатности и цикличности. Большую роль играет вариационное развитие, с которым в первую очередь связан виртуозный характер произведения. Возникают реминисценции тем (например, перед финальным разделом возвращается тема вступления, а перед кодой – одна из вариаций среднего раздела).
Весьма важный в инструментальном творчестве Шуберта принцип сопоставления тоже присутствует в этом произведении. Фантазия состоит из нескольких частей, которые можно уподобить частям сонатного цикла, но, в отличие от таковых, форма их разомкнута, они непосредственно переходят друг в друга, образуя непрерывную драматургическую цепь разнохарактерных образов.
Вступление играет роль своеобразного «эпиграфа» к произведению. До-мажорная тема, исполненная светлого лирического чувства, имеет форму расширенного периода. Его второе предложение разомкнуто, подготавливая следующий раздел, контрастирующий просветленной пейзажной лирике вступления. На фоне тремоло, трепещущего в фортепианной партии, скрипка излагает кантиленную мелодию широкого дыхания – вероятно, здесь во всей красе мог показать себя Йозеф Славик, который был известен красотой и звучностью тона. Эта тема требует от исполнителя правильного распределения смычка и силы, обеспечивающей наполненность звука. Своеобразно сочетаются с ритмом темы попевки с трелями, которые возникают у фортепиано в партии левой руки, в басовом голосе.
Форма следующего – ля-минорного – раздела близка к рондо, а тематизм отличается упругостью ритма и танцевальным характером. Виртуозная мажорная тема кажется особенно радостной благодаря задорным ритмическим фигурам с синкопами. Здесь немало сложностей для обоих исполнителей: быстрое скачкообразное движение у пианиста, переклички и канонообразное проведение темы у скрипача и пианиста, требующее идеальной синхронности, а также динамические и штриховые контрасты, которых особенно много в разработочном эпизоде. Разработка строится на мотивном развитии, имеющем немало общего с бетховенскими принципами развития. За разработочным эпизодом не следует реприза – он непосредственно переходит в новый раздел.
Следующий раздел – ля-бемоль-мажорный – носит лирический характер, будучи аналогом медленной части в сонатном цикле. По форме раздел представляет собой вариации на кантиленную тему. Ее песенный характер и форма, близкая к куплетной, не случайны – Шуберт использовал здесь мелодию своей песни «Приветствую тебя». В четырех вариациях скрипка и фортепиано словно соревнуются друг с другом в трелях, пассажах и иных виртуозных приемах.
Третий раздел – до-мажорный – сопоставим с финалами сонатных циклов, но в нем есть элементы вариационности. Радостная атмосфера народного праздника царит в этом разделе. Лишь на миг – как мимолетное лирическое воспоминание – возникает реминисценция предыдущего раздела. Завершается Фантазия вихревой кодой, построенной на элементах темы до-мажорного раздела.
Фантазия для скрипки и фортепиано впервые прозвучала в 1829 г. в Вене в исполнении Йозефа Славика.
Камерно-инструментальное творчество Шуберта →