Violin Sonata (Duo) (A-dur), D 574
Количество произведений, созданных Францем Шубертом для скрипки, невелико. В отличие от квартетов, симфоний и песен, композитор создавал их изредка, от случая к случаю, в основном это было связано с конкретными исполнителями – например, Блестящее рондо и Фантазия для скрипки и фортепиано были написаны для знаменитого в то время чешского скрипача-виртуоза Йозефа Славика. И все же совсем не уделить внимания этому инструменту Шуберт не мог – и не только потому, что «поющий» скрипичный звук как нельзя лучше соответствовал «песенной» природе его музыкального языка. Шуберт сам неплохо играл и на скрипке, и на альте – в юности он принимал участие в домашнем музицировании, исполняя альтовую партию в струнном квартете (другие партии исполняли его отец и два брата). Обучаясь в конвикте, юный композитор играл в оркестре этого учебного заведения. Зная инструмент «изнутри», он, разумеется, не мог обойти его вниманием как композитор.
Скрипичные произведения Шуберта немногочисленны, но разнообразны. Так, написанные в 1816 г. три сонаты для скрипки и фортепиано, объединенные в Op. 137, хотя и названы сонатами, по сути своей являются сонатинами – они весьма скромны и по масштабу, и в техническом отношении (можно предположить, что композитор создавал их для некого музыканта-любителя, чьи исполнительские возможности были весьма скромными, и это приходилось учитывать). В противоположность этому, Блестящее рондо и Фантазия для скрипки и фортепиано, создававшиеся в расчете на музыканта-виртуоза, дают скрипачам возможность продемонстрировать свою исполнительскую технику во всей красе.
В 1817 г. Шуберт создает Дуэт ля мажор для скрипки и фортепиано – так назвал композитор свое произведение, однако его иногда именуют сонатой. Примечательно, как однажды представил это сочинение публике Святослав Рихтер, исполнявший его в дуэте с Олегом Каганом: «Соната ля мажор, которая сто лет называлась дуэтом – это неправильно». В одном музыкант прав – по сути своей Дуэт ля мажор является сонатой, поскольку по структуре представляет собой классический четырехчастный сонатный цикл с сонатным allegro, скерцо, медленной частью и быстрым финалом. Однако форма, унаследованная от классицизма, наполняется романтическим содержанием со всей его проникновенностью и одухотворенностью, особенно примечательны интересные модуляционные переходы. Особой устремленностью движения и законченностью мысли отличается заключительная часть – очевидно, создававшаяся композитором с наибольшей увлеченностью. Будучи в первую очередь «песенным» композитором, Шуберт и скрипку интерпретирует прежде всего как «поющий» инструмент, в полной мере раскрывая кантиленную природу ее звучания – в ля-мажорном Дуэте «поет» вся музыкальная ткань, и даже пассажи выглядят удивительно певучими. Можно сказать, что в этом произведении средствами музыкального инструмента воплощен тот поэтический мир, который раскрывается в песнях Шуберта.
Камерно-инструментальное творчество Шуберта →