Квинтет для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фагота си-бемоль мажор занимает особое место в камерно-инструментальном творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова. Камерная музыка никогда не была для него главным средоточием интересов, иногда он воспринимал создание произведений такого рода не столько как творчество, сколько как упражнения в композиции и контрапункте. Композитор чувствовал, что в камерно-инструментальных сочинениях он не может быть самим собой в полной мере, и в конечном итоге перестал создавать их, а те, которые были написаны, оценивал очень сурово. И только для Квинтета было сделано исключение. Композитор считал, что это произведение «свободнее и привлекательнее», чем другие его камерные сочинения.
Примечательно и само по себе обращение композитора к такому исполнительскому составу. Квинтеты для фортепиано и струнных, хотя и уступают в популярности струнным квартетам, все же встречаются в музыкальной литературе относительно часто, а вот квинтет с участием духовых инструментов популярным жанром камерной музыки назвать нельзя. Тем не менее, Римский-Корсаков проявил к нему интерес, когда готовился к композиторскому конкурсу, объявленному Русским музыкальным обществом в 1876 г. Сначала Николай Андреевич написал Струнный секстет, но затем у него возникло желание создать еще и квинтет. На конкурс он представил оба произведения (правда, ни одно из них премии не удостоилось). Римский-Корсаков был убежден, что на долю Квинтета выпал бы больший успех на конкурсе, если бы не плохое исполнение: «Провал его на конкурсе был, во всяком случае, незаслуженным». Правоту автора подтвердило последующее исполнение в собрании Санкт-Петербургского общества камерной музыки – тогда, по словам композитора, Квинтет «слушателям понравился весьма значительно».
Примечательно, что Квинтет был не единственным сочинением с участием духовых инструментов, созданным Римским-Корсаковым в 1870-х гг. Тогда же написан ряд произведений для различных духовых инструментов с оркестром, а также несколько ансамблевых пьес. Композитор в то время живо интересовался духовыми инструментами, самостоятельно обучался игре на них. По свидетельству супруги Николая Андреевича, у них в доме были тромбон, корнет, валторна, флейта, туба – и на всех этих инструментах композитор играл. Интерес во многом был обусловлен служебными обязанностями: Римский-Корсаков в то время являлся инспектором оркестров Морского ведомства, и для духового оркестра им было инструментовано более сотни произведений.
Первая часть – Allegro con brio – охарактеризована композитором как сонатное allegro «в бетховенском классическом роде». И действительно, из всех частей Квинтета классические традиции получили в ней наиболее яркое воплощение. Открывающая первую часть главная партия очень активна, в ней есть черты токкатности. Острота штриха духовых инструментов подчеркивается стаккато в фортепианной партии. Лирическая побочная партия ближе к народно-песенной традиции.
Развитие этой образной сферы получает продолжение во второй части – Andante – Fughetta, главную роль в которой играет тембр валторны.
Третья часть – Rondo. Allegretto – представляет собой традиционный быстрый финал, имеющий жанрово-танцевальную основу. Рефрен имеет скерциозный оттенок, а штрих стаккато в партии фагота роднит его с главной партией первой части. В эпизодах в полной мере раскрываются тембровые «краски» каждого инструмента.
Примечательно тональное единство цикла. В эпоху венского классицизма оно тоже было присуще ансамблям с участием духовых, но тогда это объяснялось техническими возможностями. Во второй половине XIX столетия, когда создавал свой Квинтет Римский-Корсаков, инструменты уже были более совершенными, с точки зрения исполнительской техники необходимости в тональном единстве не было – оно призвано подчеркнуть слитность цикла. Этому способствуют и другие приемы – например, завершение второй части на доминанте основной тональности.
Точное время завершения Квинтета неизвестно. В «Летописи моей музыкальной жизни», описывая связанные с конкурсом события, Римский-Корсаков говорит о нем как о трехчастном произведении, но в «Воспоминаниях» Василия Васильевича Ястребцева упоминается о разговоре, состоявшемся в 1908 г.: «Мы говорили о том, что у Николая Андреевича имеется первая часть квинтета для рояля и четырех духовых… в виде неизданной рукописи», – это заставляет предполагать, что вторая и третья части были написаны позже, незадолго до смерти, а на конкурс представлялось одночастное произведение.
Но если Римский-Корсаков много лет спустя вернулся к Квинтету, это подтверждает, что композитор ценил его выше, что другие свои камерно-инструментальные сочинения. Тем не менее, при жизни автора он не издавался – первое издание си-бемоль-мажорного Квинтета состоялось только в 1911 г. Неизвестным остается на сегодняшний день местонахождение автографа.
• Камерно-инструментальное творчество →