Саратовский театр оперы и балета

Saratov Opera and Ballet Theatre

Город
Саратов
Год основания
1875
Тип
Саратовский академический театр оперы и балета / Saratov Opera and Ballet Theatre

Полное название — «Саратовский академический театр оперы и балета».

История саратовского музыкально–сценического искусства имеет богатое 200–летнее прошлое. В 1803 году в Саратове на Дворянской улице (ныне ул. Сакко и Ванцетти) открылся первый публичный театр помещика Григория Васильевича Гладкова. В нем играли крепостные актеры.

Репертуар театра Гладкова был обширным. В 1806 году в театре дали 28 комедий, 27 опер, 3 драмы и 3 трагедии. Но в 1807 году Гладков перевез свою театральную труппу в Пензу, где было отстроено небольшое театральное здание.

Однако на смену гладковскому театру в Саратове в 1810 году появился театр губернатора А. Д. Панчулидзева. Специальное театральное здание отстроили на центральной площади города, переименованной по такому поводу из Хлебной в Театральную. Этот театр долгие годы был единственным распространителем театрального искусства в губернии.

В 1860 году в Саратове построили летний театр, который стал гастрольной площадкой для заезжих трупп и именитых исполнителей. Здесь в 1875 году прошли выступления первой русской оперной труппы под руководством видного театрального деятеля России, актера и антрепренера Петра Медведева. Основу репертуара составляли произведения русских композиторов: «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Рогнеда» А. Н. Серова, «Аскольдова могила» А. Н. Вертовского.

В 1887 году труппу возглавил ярчайший дирижер России Иван Палицин. За дирижерским пультом в разное время стояли блестящие дирижеры России А. Пазовский, А Павлов–Арбенин, В. Сук.

Первая профессиональная труппа была создана в 1928 году. В ее репертуаре были балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Лауренсия» А. Крейна, «Каменный цветок» и «Золушка» С. Прокофьева и др. спектакли.

В годы Великой Отечественной войны состав оперной труппы пополнился солистами Большого театра России. В оркестре начали работать столичные музыканты. Целая эпоха в истории театра связана с именами артистки Ольги Калининой (сопрано) и главного дирижера театра Ниссона Шкаровского.

В 1956 году состоялись первые гастроли тетра в Москве, получившие высокую оценку в центральной прессе. Заметным явлением сезона 1959 года стал спектакль «Риголетто», где главные партии исполнили выпускники Саратовской консерватории Галина Ковалева и Юрий Попов, удостоенные впоследствии звания «Народный артист СССР».

В 1977 году театр вновь был приглашен на гастроли в Москву. На сцене Большого театра прошли 15 спектаклей. За высокие достижения в области музыкального искусства саратовскому театру было присвоено звание «Академический».

В эти годы ярко раскрылся талант драматического сопрано народной артистки СССР Ольги Бардиной, одного из выдающихся баритонов России, народного артиста СССР Леонида Сметанникова, народных артистов России — меццо-сопрано Александры Рудес и сопрано Нелли Довгалевой.

С 1975 года по настоящее время главным дирижером театра является лауреат государственной премии, народный артист России Юрий Леонидович Кочнев.

С 1986 года театр ежегодно проводит Музыкальный Собиновский фестиваль, в настоящее время приобретшего статус «Международный».

В 1997 году на фестивале «Золотая Маска» был показан спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. «За мастерское и вдохновенное исполнение музыки Д. Шостаковича» Ю. Л. Кочнев был отмечен специальным призом в номинации «лучший дирижер» с вручением «Золотой Маски».

В 2000 году театр получил «Золотую Маску» в номинации «Лучший спектакль в опере» за постановку «Евгения Онегина» П. Чайковского.

В 2001 году «Лучшим спектаклем в опере» на фестивале «Золотая Маска» был признан спектакль «Риголетто» Дж. Верди. Тогда же саратовский театр оперы и балета стал победителем конкурса среди провинциальных учреждений культуры «Окно в Россию» в номинации «Музыкальный театр года».


Саратовский театр оперы и балета им. Н. Г. Чернышевского — музыкальный театр. Открыт в 1933. Постоянные оперные антрепризы в Саратове существовали с 1875; в 1918–20 работал оперный коллектив — Саратовская опера им. Н. А. Римского-Корсакова. Непосредственным предшественником нынешнего т-ра была оперно-балетная труппа, игравшая в Саратове (и др. городах Нижнего Поволжья) в 1928–33.

Значит. место в репертуаре т-ра занимают произв. сов. композиторов: оперы — «Тихий Дон» (1936) и «Поднятая целина» (1937) Дзержинского, «Даиси» (1937, впервые на рус. яз.); «Броненосец „Потёмкин“» Чишко (1938), «В бурю» (1939); «Чапаев» Мокроусова (1941), «От всего сердца» Жуковского (1950; Гос. пр. СССР, 1951), «Морозко» Красева (1950), «Семья Тараса» (1951); «В грозный год» (1952) и «Таня» (1955) Крейтнера, «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1954), «Первые радости» Чернова (1956), «Яков Шибалок» Ленского (1967), «Русская женщина» Молчанова (1969, 2-я ред. 1975), «Обручение в монастыре» (1971); балеты — «Ференджи» Яновского (1935), «Бахчисарайский фонтан» (1936); «Доктор Айболит» Морозова (1948), «Лауренсия» Крейна (1950), «Медный всадник» (1952); «Шурале» Яруллина (1952), «Семь красавиц»(1954); «Девушка и Смерть» Ковалёва (1961, 2-я ред. 1973), «Каменный цветок» (1964) и «Золушка» (1965) Прокофьева; «Конёк-Горбунок» Щедрина (1966), «Спартак» (1967); «Легенда о любви» Меликова (1968), «Гаянэ» (1972); «Материнское поле» Молдобасанова (1977). Впервые в СССР т-р пост. оперу слов. комп. Э. Сухоня «Святоплук» (1962), балеты — венг. комп. Е. Кенешшеи «Платочек» (1956) и болг. комп. П. Владигерова «Сказание об озере» (1969). В т-ре в разное время выступали певцы — В. К. Басманов, Г. Ф. Большаков, А. П. Иванов, М. Г. Иванов, О. П. Калинина, Ю. С. Кипоренко-Даманский, Ф. С. Мухтарова, И. П. Сайков, Г. В. Серебровский, В. А. Соловцов, А. Е. Станиславова, Б. Н. Цекиновский, А. А. Шевелёва, Е. В. Шуйская, М. А. Юрьянов и др., солисты балета — В. Е. Арская, В. А. Дубровина, H. P. Сафонова, Р. А. Славянинов, В. А. Урусова и др. Работали дирижёры — А. В. Павлов-Арбенин, И. О. Палицын, Я. А. Позен, В. И. Сук, Н. А. Шкаровский, Л. П. Штейнберг и др., режиссёры — H. H. Боголюбов, Н. П. Варламов, И. А. Варфоломеев, Б. А. Мордвинов, балетмейстеры — В. Т. Адашевский, В. И. Вронский, С. Н. Кеворков, В. А. Кононович, спектакли оформляли художники — В. В. Дмитриев, В. Н. Хондажевский, Е. М. Шуйский и др.

В репертуаре т-ра широко представлены произв. мировой классики, в т. ч. оперы — «Аида» (1934), «Борис Годунов» (1935), «Мазепа» (1937), «Иван Сусанин» (1939), «Хованщина» (1941), «Золотой петушок» (1946; Гос. пр. СССР, 1947), «Проданная невеста» (1949), «Отелло» (1951); «Похищение из сераля» Моцарта (1956), «Манон» Массне (1960), «Волшебная флейта» (1963), «Дон Карлос» (1964) и др., балеты — «Спящая красавица» (1941), «Раймонда» (1948), «Щелкунчик» (1959), «Жизель» (1960). Среди пост. 1960-70-х гг.: оперы — «Царская невеста», «Евгений Онегин», «Русалка», «Чародейка», «Пиковая дама», «Вражья сила», «Трубадур», «Риголетто», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Фауст», «Паяцы», «Богема», «Тоска», балеты — «Лебединое озеро». «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан».

В труппе т-ра (1977): певцы — нар. арт. РСФСР О. Б. Бардина, Ю. Л. Попов, Г. Е. Станиславова, засл. арт. РСФСР Н. А. Брятко, Е. Б. Лудер, Л. И. Логинова, А. Д. Рудес, А. Ф. Сабадашев, Л. А. Сметанников; солисты — Л. И. Белова, Н. И. Довгалёва, Т. И. Жучкова, З. И. Мельник, Л. К. Ненастьев, Г. Н. Петров, В. М. Смагина, В. А. Царёв, Г. А. Яковлева и др.; солисты балета — Г. Г. Альберт, В. В. Бгашев, М. В. Беззубиков, Н. И. Бессчетнова, О. С. Василянская, Л. В. Емельянова, Н. В. Трофимова; гл. дирижёр — Ю. Л. Кочнев, гл. режиссёр — А. Е. Почиковский, гл. балетмейстер — А. И. Пантыкин, гл. хормейстер — нар. арт. РСФСР А. А. Добромирова, гл. художник — засл. деят. иск-в РСФСР А. В. Крюков.

С 1962 т-р работает в новом помещении (зрит. зал на 1200 мест). Коллектив гастролирует в городах Сов. Союза, в т. ч. в Москве (1956, 1962, 1965, 1977), Киеве (1972), на Дальнем Востоке (1974).

Литература: Заком Л., Из истории оперного искусства в Саратове, в сб.: Литературный Саратов, Альманах, кн. 9, Саратов, 1948; см. также лит. при ст. Саратов.

В. В. Златорунский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама