О саратовской премьере «Князя Игоря»
13 декабря в Саратовском театре оперы и балета состоялась долгожданная премьера оперы Бородина «Князь Игорь». Сочинение, по праву входящее в в десятку лучших русских опер, спустя много лет вернулось на саратовскую землю.
От местных старожилов можно узнать о том, что прежняя постановка пользовалась таким успехом у публики и шла так часто, что костюмы попросту износились, а декорации обветшали, и именно поэтому спектакль были вынуждены снять с репертуара. В это легко поверилось в день премьеры в переполненном театральном зале, и, что несказанно порадовало, переполненном самой демократичной публикой. Нечасто в наше время в оперном театре можно наблюдать такое количество школьников, студентов, небогато одетых пенсионеров.
А ведь секрет очень прост: руководство театра установило минимальную цену на билеты — от 150 до 300 рублей!
Это ли не настоящая забота о культурно-нравственном воспитании подрастающего поколения, приобщении её к прекрасному не на словах, а на деле, тем более, когда речь идёт об одном из самых патриотических произведений русской классики?!
Трагедия сегодняшнего дня состоит в том, что молодёжь, живущая в российских столицах, напрочь лишена возможности посещать Большой или Мариинку, ведь цены на билеты в них превосходят все мыслимые пределы, не уступая ценам в театрах самых богатых европейских столиц.
Быть может, наши столичные театры, обладающие несопоставимыми с провинциальными экономической мощью и творческим потенциалом, предлагают нам и гораздо более качественный театральный продукт? Так нет же,
сплошь засилие постановок, в которых режиссёрский произвол уродует авторский замысел, извращая и подменяя смыслы,
превращая великие шедевры мировой культуры в жалкие пародии на самих себя.
Да и качество музыкального исполнения крайне редко бывает на должном уровне. Как правило, «по праздникам», когда приглашают ведущих мировых оперных звёзд, а в «будни» уровень музицирования оставляет, мягко говоря, желать много лучшего...
Автор новой саратовской постановки «Князя Игоря» — режиссёр, сценограф и художник по костюмам в одном лице —
Андрей Сергеев остался верен себе.
Даже несмотря на явный дефицит бюджета и, как следствие, практически полное отсутствие декораций, с помощью аутентичных костюмов и реквизита, мастерского света ему удалось погрузить зрителя в атмосферу XII века. В своей минималистской постановке Сергеев, сохранив естественность сценического поведения персонажей, сделал акцент на правдивости эмоций, раскрытии эволюции внутреннего мира героя.
Как известно, Александр Порфирьевич Бородин не завершил оперу, её дописывали Римский-Корсаков и Глазунов, и отсутствие «канонической» версии даёт постановщикам определённую степень свободы.
Маэстро Юрий Кочнев представил максимально полную версию оперы,
включив в неё и не часто играемую увертюру, сочинённую Глазуновым, и так называемый второй половецкий акт (третий акт в опере, идущий сразу после кульминационных половецких плясок, скомпанованный всё тем же Глазуновым), который никогда не шёл на отечественной сцене.
С одной стороны, решение познакомить публику с ранее неисполняемой музыкой можно только приветствовать, с другой — оно оказалось крайне спорным с точки зрения сохранения целостности формы.
Именно отсутствие единого музыкально-исполнительского стержня на протяжении всего огромного полотна и следует признать главным недостатком премьерного вечера.
И если во втором и заключительном актах оперное действо захватывало и не отпускало ни на мгновение, то первый и третий были проведены рыхло, с изрядным количеством технического брака. Очевидно, что во многом это связано с «необкатанностью» спектакля, и что с каждым последующим исполнением качество будет улучшаться.
Главной кульминацией произведения стали половецкие пляски,
поставленные молодым петербургским балетмейстером Кириллом Симоновым. В этом хореографическом пиршестве смогла проявить себя бóльшая часть балетной труппы, огненным темпераментом выделялись солисты Валентина Коршунова, Юлия Гусарова и Александр Седов.
Певческий цех на премьере был в основном представлен опытными, проверенными «бойцами» — народными и заслуженными артистами России. Вроде бы и понятное решение, но
свежей молодой «крови» в спектакле явно не хватало
— и это тоже одна из причин некоторой статичности действия, о которой было сказано выше.
Роман Гранич в заглавной роли, несмотря на добротный профессионализм, не стал точкой притяжения слушательского внимания в полной мере — его голосу не хватило необходимой для этой партии мощи и экспрессии.
Незаурядной актёрской харизмой выделялся Владимир Верин (хан Кончак):
в его лицедействе было что-то шаляпинское, но всё-таки в этой партии хочется услышать больше пения, чем мелодекламации. Убедителен и вокально, и артистически был Виктор Григорьев (князь Галицкий) — пожалуй, наиболее точное попадание в цель из всего каста. Молодой тенор Павел Корчагин (Владимир Игоревич) был озабочен лишь вокально-техническими трудностями партии, с которыми он в целом справился, — работа над образом и музыкальностью ему ещё предстоит.
Меньшее впечатление произвели женщины.
Мастеровитой Светлане Костиной (Ярославна) не хватило наполненности тембра в среднем регистре, а с верхними нотами певица испытывала заметные проблемы. Марина Демидова (Кончаковна) провела свою партию с большой самоотдачей, но её голос звучал недостаточно полётно и регистрово выровненно. Камерный голос Марины Сальниковой (Половецкая девушка) утонул в первых рядах партера.
Яркими актёрскими работами блеснули во второстепенных партиях Александр Баев и Иван Павленко (Ерошка и Скула), а также Александр Соколов (Овлур).
Одним из главных украшений оперы стал хор:
но если к его женской части невозможно придраться, то мужская, бесспорно, нуждается в усилении.
В последние годы к опере «Князь Игорь» наблюдается всплеск интереса, что неудивительно. Поражающая своим нравственным эпосом, могучим русским духом, опера повествует о «богатырской Руси», о временах давно минувших, но в то же время
она обращается непосредственно к нам, взывая о необходимости преодоления духовного распада, осознания связи времён и побуждая к подвигу каждого человека.
Отрадно, что новая постановка Саратовской оперы, в отличие от провокационной в «Новой Опере» (режиссёр — Ю. Александров) и беспомощной в Большом театре (режиссёр — Ю. Любимов), не солгала и стала в лучшем смысле этого слова «традиционной», предоставив возможность ощутить всю красоту и глубину шедевра Бородина.
Автор фото — Юрий Кабанов / Саратовский театр оперы и балета